А.ГримайлоПроект сценария оригинального шоу в жанре мюзикла для концертных и сценических площадок в 2-х актах и 18 сценахСКАЛОЛАЗЫФантастическая история о фантастических людях, живущих в реальном мире, но уходящих в заоблачный мир прекрасного, где скалы становятся для них свободой выбора Место действия - Красноярские Столбы и не только… ДЕЙСТВИЕ IСцена 1На сцене сказитель-бард. В его руках - гитара. Звучит мелодия, переходящая в песню. Зонг №1.В нем поется о том, что В это время, на рубеже веков, тысячелетий, В период невероятных предсказаний И пересмотра всех жизненных ориентиров, Совершенно не безразличны такие понятия, как Любовь, дружба, смелость, Мужество, увлеченность и преданность. Совсем не важно, к кому И к чему это относится - У людей не пропадает тяга К перемещениям, передвижениям, Путешествию, риску.
История, которую мы хотим поведать вам, - Это история жизни удивительных людей, Живущих на небольшом клочке Земли, Где спрессовалось все, Где существует особый микромир - Пристанище дум невероятных и удивительных людей. Название этому месту - Красноярские Столбы.
Сцена 2.СборыСуматоха, оживление, массовка. Молодые люди собирают рюкзаки, готовят снаряжение. То тут, то там высвечиваются отдельные участки сценической площадки, где что-то происходит. На первом плане скручивают спальники, в правом углу сцены кто-то отчаянно пытается затолкать в рюкзак не умещающуюся «огромную овощь» и оставшиеся банки со сгущенкой. В левом углу со сноровкой перебрасывают вещи, снаряжение и продукты. Звучит Зонг №2. В нем говорится, что Сборы на Столбы, в походы, в горы - Это особое ощущение, особое чувство. Возникает непередаваемый зуд в теле. Перед Вашим мысленным взором уже встают Горы, реки, леса, пещеры. Ваши мысли поглощены этим. Уже шумят леса, призывно бурлят реки. Природа поглощает Вас целиком, Вы в ее объятиях. И рядом с Вами - надежный друг… Рюкзак, в который можно втолкнуть Все, что захотите. Пластическое решение этой сцены выдержано в движении, ритме, в точно заданной теме - СБОРЫ. Песня и поясняет, и сопровождает, и является ритмически цементирующей. Она не является иллюстрацией. Эта и все последующие песни скорее метафоричны, иносказательны, чем иллюстративны. Рюкзаки разбухают до невероятных размеров. С одного конца сцены в другой перелетают предметы, продукты, снаряжение. Круглое летает и катается, мягкое - парит, металлическое - побрякивает. Яркое разноцветие снаряжения, курток, одежд. В итоге - гора рюкзаков и людей. Стоп-кадр. Сцена 3Байка №1, Зонг №3 В этой музыкальной байке рассказывается история, случившаяся с кем-то из столбистов, скалолазов. Тема та же - сборы. Сказитель-бард, а затем и главные действующие лица байки отделяются от массы застывших на сцене людей и вместе «сказывают» (поют, играют, протанцовывают эту историю), т.е. инсценируют ее. Массовка способствует этому. Эта и другие байки в основных сценах - отдельные законченные сценки со своим началом и финалом. Вставки по ходу действия не останавливают тему, а развивают ее, как будто тематические байки у костра. Кто-то выходит к свету и излагает свою историю, свою версию. Сцена 4. История столбизмаБайка №2. Историческая справка - Зонг №4. В песне рассказывается о той поре, когда дух столбизма еще только зарождался. Это было так давно. Люди в шкурах охотятся с каменными топорами на мамонта; внезапно одного из них хватают костистые лапы птеродактиля, пролетающего мимо, и уносят ввысь. Улюлюкание, крики, гам. На минуту всех охватывает неописуемый ужас, который, впрочем, быстро сменяется на радость от пойманной добычи. Ликующие дикари весело распевают песню. …На сцене появляются прилично одетые люди, с зонтиками, тросточками, моноклями. Среди них заметны и простые «людишки». Все выдержано в стиле ретро: чопорно подчеркнуто, с расстановкой, обстоятельно. Куда же они направляются? Конечно, в горы. Неожиданно появляется уклон, выступы, валуны, стены. Вспышка магния. Стоп-кадр. Байка №3. Реальный случай из жизни Столбов и столбистов, уходящий в известное прошлое. Тут появляются и непременные атрибуты раннего столбизма: феска, кушак, шаровары, калоши. Историй этих множество у современных столбистов-сказителей. Выбор за самой яркой и зрелищной. Сцена 5. Дорога на СтолбыЗонг №5. В нем поется о дороге из города. Забитость сумками, мешками, людьми. Кто-то даже втянул козла с собой. Он блеет, блеет. «Щас наблеет козел!» Люди на головах друг у друга, Руки, ноги, тела - вперемешку с рюкзаками, гитарами, Но весело, радостно, песенно… Остановка. Кубарем из дверей, и ножки, ножки… Дорога наверх причудливо петляет среди деревьев. Хоть и затяжная, но ровная и удобная, располагающая к неспешному разговору. Кордон. Пристальные взгляды бдительных работников заповедника. Но нет, опасения напрасны. Далее церковь, туалет, Пыхтун - пы-х-х-х-тун. Приколы и первые подначки. Пар валит, народ пыхтит, но тащится. Кто-то стремительно пробегает наверх. «Мамонт» - сказали бы про такого старожилы. «Бройлер», - усмехнется молодежь. Одно слово, здоровяк! Наконец-то наступает долгожданный привал. Байка №4. В ней травится о случаях на дороге. Баек на эту тему у сторожилов множество. Остается выбрать. …Вот и Перевал. Видны Первый и Второй столб. Для новичков достают загодя припрятанные телеграфные столбы, устанавливают, предлагают забраться на них. Но вот взору предстают и настоящие скалы. Компьютерная графика на экране превращается в реальность, сопровождаясь спецэффектами дыма, света, лазерными проекциями. Выплывает Слоник (песенка про Слоника), по которому снует вверх и вниз разношерстная публика. Визг, гам - настоящее столпотворение. И забавы, забавы, забавы на нем. Один пытается забежать с разбегу, в лоб, другой спускается вниз головой, третий завел наверх девушку на каблуках и в мини-юбке, а спускать не торопится, а народ уже кучкуется внизу, глазеет - организует «спас работы». Благо, скалка доступная и совершенно безобидная… для умных. Сцена 6. ЛикбезЗонг №6. Объяснение техники лазания. Знакомство со снаряжением - калошами, для начала. В песне звучит масса причудливых названий скальных ходов: Катушки, Корыто, Шкуродер, полочки, карманы, зацепы, соплюшки. Обыгрывается образ, лежащий в основе их названия: Авиатор - летчик в шлеме, очках, крагах спускается с неба на скалу и лезет по вертикальному склону; Корыто - настоящее корыто, в котором баба устроила постирушки и т.д. Массовка проводит показательное лазание на технику, каждый в своем темпе и ритме. Все это обильно сопровождается шуточными комментариями, коих на этот случай масса. Например, про знаменитую сванскую страховку: «Вано, ты мина видыщ? - Вижю, Гоги, иды спокойно!»; «Я оглянулся посмотреть не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не НАВЕРНУЛСЯ ли я»; «Что-то я дальше не могу. Ой, сейчас упаду. - Пятку тяни.». Байки №5,6. Кто кого переговорит, перепоет, перепляшет - сольные номера, дуэты и хоровые байки. Все совершают восхождение. Трясущихся от страха новичков поддерживают, пока они благополучно не достигнут вершины. Сцена 7. Ритуал калошеванияЗонг №7. В нем поется о том, что Пятая точка не только для сидения, Но еще и для ритуалов предназначена. Штрафные удары за нарушение техники лазания. Бьют, пока не поблагодаришь. Помни о благодарности… Шутки и приколы. Все наперебой комментируют, поощряют калошующих. Каждый норовит приложить руку, поучаствовать. Руки методично вскидываются и опускаются со звучным шлепком. И вот это уже маховик, мельница со множеством бесперебойно мелькающих конечностей. Жернова «мельницы» перемалывают покорно лежащего под ней новичка. Вопреки ожиданиям, он весел, бодр и доволен. Благодарит, счастливо поднимается, потирая пятую точку. Байка №7 - чай на вершине. Калошевание - это присяга на верность, обручение со скалами. Сцена 8. Спуск вниз и продвижение по тропеЗонг №8 - гимн тропе. Тропа… Как много происходит На пртоптанной ленточке. Змейкой вьется среди густых деревьев, Теряется и вновь возникает. Тропа - это ощущение жизни, Тропа - это веселье и забавы. Серия ужасов и страшилок на тропе: о покойниках, о «черном альпинисте», о медведях и маралах с выпученными красными глазами во время гона. Растянувшись цепочкой по тропе, новички сиротливо озираются по сторонам и шарахаются от каждого шороха, завывания ветра, хруста веток в кустах. А между тем, на тропе поджидает озорник. Его импровизированная шкура - это полушубок, вывернутый наизнанку, а устрашающие вид кровяные подтеки отдают смородиной. На следующем повороте кого-то хватает за ногу страшный монстр - какой-нибудь ненормальный, зарывшийся в сугроб двумя часами раньше. Он иной раз и на дереве может просидеть часами, в ожидании прохожего. А под мостом ждет соловей-разбойник - Васька из соседней избы, прослышавший про большой отряд новичков. Серия страшилок продолжается по-настоящему правдивыми историями про былые времена. По тропам в поисках еды, выпивки и развлечений бродили беглые зэки, маньяки, абреки. Все это излагается в байке №8. Сцена 9. ИзбаЗонг №9. История изб, их строительство, названия и традиции объясняются в песне. На сцене: бревна, доски, цемент, ведра, крыши, трубы, печь, фанера, молотки, гвозди. Серия приколов и случаев на тему. Кто-то кирпичи в карманах носит, пряча от лесников. Цемент сходит за сахар, а труба одета как доспехи Дон Кихота. А тут уже ладят нары, столы. В ход идет все, что попадается под руку: то, что валяется на свалках, что можно стянуть на заводе. А сноровка какая! А между тем, из трубы уж валит дым. Вкусным запахло… Байка №9. В ней говорится о том что несли, как проносили и где «тянули». Это был труд, тяжелый, но достойный. И ничто не могло остановить этих людей - ни угрозы лесников, ни поджоги изб, ни, даже, беглые зэки. Отступление. Песни-гимны отдельным избам, сохранившим свое столбовское бытие и по сей день. Вставка скорая, незатянутая, на одном дыхании. Названия изб (Эдельвейс, Грифы, Голубка, Нелидовка, Изюбры, Уроды, Виг-Вам) разыгрываются в форме ответа на загадки. Загадки, конечно, юмористические, в жанре столбовского трепа: «Вот, если, к примеру напьешся, да ноги промочишь в Нелидовском ручье, куда попадешь? А направо своротишь, куда попадешь? А по дороге куда заглянешь?» и т.д. Сцена 10. Гимн едеЗонг №10. Продукты: тушенка, сгущенка, каша, макароны и овощи. Сундук, в котором продукты прячут от мышей. Мышки снуют, грызут все подряд. Под стать им и сноровистые бурундуки. …Ножи стучат, банки гремят - открываются. Звенят ложки плошки, половники. Печь гудит, в кастрюле булькает, на сковороде шкварчит. Звуки приготовления пищи сплетаются в единую мелодию, объединенную общим ритмом. Это музыка еды. Смак по-столбовски - все в одну кучу и в один котел. Колют дрова, носят воду в канистрах, ведрах. Пар, дым, запах. Ароматы материальны также, как и продукты-видения. Салат парит в невесомости под ножом, Борщ - наварист и сохраняет форму кастрюли, хлопает крышкой, убегает от черпака. Хлеб ломтями летает. Сгущенки - море. Откуда-то материализовались пельмени… Последние приготовления, слюнки текут, в животе бурчит. Вот, наконец, стол накрыт. Котлы в центре. Ложки наготове. Все ждут команды. Молитва столбиста - шепот, бурчание, переходящее в рычание, а потом - кто не успел, тот опоздал. Мелькание ложек. Байка №10 во время приготовления пищи, мелькания ложек и бряцания чашек. Байка из историй о еде. Тем временем, все отпадают, медленно отползают, насытившись. Ритм насыщения, мелодия удовлетворения. Можно переходить к чаю. Сцена 11. Чайная церемонияЗонг №11.Байка №11 за чаем. Чайная церемония проходит не за столом. Расположившись полукругом, кто лежа, кто-то сидя возле котла. К чайному духу примешивается легкий запах дымка. Спокойная песня и спокойная байка. Отдых. Воспоминания. Сцена 12. ВоспоминанияИстории о тех, кто лазал и лазает. Легенды о живых и погибших, о тех, кто ходит в большие горы, о трагедиях на скалах и горных вершинах. Трагедии и травмы. Официальные награды, восхищение друзей, восторг экзальтированных девушек с одной стороны, презрительные взгляды лесников, справедливые упреки домашних - с другой. Память о погибших. Надписи на скалах. Мемориальные доски. Падение скалолазов, а затем их взлет в небеса. Эта сцена зримо предстает на втором плане. Сцены реальные, но в контр-ажуре, в силуэтах, в графике, контурах. Высвечиваются имена, надписи, лица легендарных соотечественников. Новичкам с гордостью и душевным трепетом рассказывают о них, и даже у самых прославленных шутников меняются при этом лица. Обыкновенному обывателю этого не понять. Погибшие стоят среди живых. Лица их обращены к нам. По одному они взмывают ввысь, оставляя после себя легкий след... Но вот звучит следующая байка. Байки №12, 13 о мужестве российских альпинистов и курьезных случаях из их жизни. Сцена 13. Гости, встречи, знакомства на СтолбахЗонг №13. В нем говорится о случайности встреч. На тропе, в избе, на скале. Дружба и товарищество. Взаимовыручка. Гости в избах. Незваных - выпроваживают, званых - усаживают за стол. Масса смешных случаев с гостями на ночевках. Байка №13 - трогательная. Столбовское гостеприимство не лишено юмора… Сцена 14. Гимн лазанью, тому, ради чего и затеяна эта историяЗонг №14. В нем поется о лазании, о головокружительной высоте и связанных с ней ощущениях: чувстве риска, опасности, уверенности в собственных силах, решительности, везении. Это пластически-ритмическое зрелище с применением снаряжения. Трикони, скальные крючья, петли, обвязки, карабины и т. п. Все имеет свое предназначение, свой ритм, звук, мелодию. Карабины щелкают, веревки шуршат, трикони выбивают степ, крюки позвякивают. Массовое и одиночное лазание ритмическое и аритмическое. Со скалолазами на сцену врываются звуки диско, рока, джаза. Симфония ритмов и движений. Голоса, звуки, ритмы - вот основа зрелища. Но самое романтичное - это лазание при Луне! Иссиня черные силуэты, фантомы, светящиеся контуры, флюоресцентно парящие, повисшие в черной пустоте. Светлячки скал - Млечный путь скалолазов. И бешеная Луна, загадочно нависшая над человеком. Того и гляди, обрушится. Ба, да кто-то уже карабкается и по ней! Какой-то шальной… Сцена 15. РазвлеченияЗонг №15. В нем поется о традиционных развлечениях на Столбах. Перечень их огромен: сальто на Перьях, самовар на вершине, блины на Коммунаре, Танцплощадка ночью и др. Пьянки, розыгрыши, походы в избы с переодеванием, кулачные бои, «дурные» соревнования, вознесение знамени на 7 Ноября, сундук, в котором спрятался человек, и т.д. Байка №15. Повторов в сценах быть не должно. На первый взгляд кажется, что байки и приколы могут быть похожи по приему, но каждый раз их стилистика и отражение должны быть решены в ином ключе или жанре - от фольклора до сюрреализма, фантасмагории, от зрелищного реализма Шишкина до волнующей загадочности Дали, от Лебединого Озера до Пины Бауш. Пластика, хореография, музыкальное решение предусматривают это. Мизансценирование будет строиться не только на плоскости сцены, но и по вертикали, по горизонтали, в глубине сцены. От традиционного площадного, народного театра будет переход к авангардному цирку, танцу, пантомиме. Сцена 16. ЛюбовьОн и Она. Ночное пение под гитару. Зонг №16. Природа вокруг нас: Небо, звезды, Луна, ночная прохлада. Времена года, Дожди, ветра, Солнце, облака и тучи. Снег и освежающая роса. Деревья, трава, ягоды, цветы. Шуршание веток и пение птиц, Робкий шелест листвы, Нежный шепот любви. Он и Она. Гимн любви к человеку, к природе, к Богу. …Ночь близится к рассвету. Одеяла и спальные мешки - все на чем можно спать - использовано. Посапывание и храп на нарах. Даже он песенно-музыкален. Кто-то травит ночную последнюю байку для тех, кто еще не спит, нагоняя ужас на слабонервных. Кого-то потянуло на горшок от страха…И только Он и Она тихо сидят, обнявшись, у скалы. В застывших на фоне луны силуэтах - сама Вечность. Сцена 17. УтроЗонг №17. Доброе утро. «На зарядку становись!» Построить кого-либо на зарядку - пустая затея. Словно осенние мухи все передвигаются очень медленно, в сомнамбулическом состоянии. Так бы и валялись на нарах, если бы не поджимал мочевой пузырь, да запах дыма и свежего чая приятно не щекотал нос. Кто-то уже проснулся и потихоньку убирает со стола остатки вчерашнего ужина, наслаждаясь неспешностью и тишиной раннего утра. Зашевелился народ, пополз к воде. Брызги, смех, визг. Мелькание голых тел, рев восторга, бодрость и прилив свежих сил. Все собрались за столом, пьют чай, завтракают, строят планы на день. Дети вносят свои коррективы во все. Дети столбистов - это тоже столбисты. Тех, что поменьше, грудных несут в рюкзаках и на плечах. Это их первые вершины. Малютки в пеленках, малютки в памперсах, с пустышками и без… Соски, погремушки, бутылочки с детским питанием вперемешку с карабинами и страховочной веревкой. Иной только встал на ножки, а уже идет наверх наравне со взрослыми и не хнычет. Таков закон Столбов - нельзя никому быть обузой, и даже дети постигают это в раннем возрасте. В награду детскому терпению - восхождение на Столб. Они ползут, поддерживаемые родителями, вереща от восторга. Песня о том, что детки - наши яблоки от яблони. Они уже вкусили столбовской жизни, совершили прыжок в иное измерение, царящее на Столбах. Как мы, в свое время, убегали от своих проблем, так и они находят здесь приют от ускоряющихся ритмов цивилизации. Соревнование детей. Соревнование профессионалов. День столбиста. Байки о детях. Сцена 18. Мы - это мирЗонг №18. Все, что нас окружает, - это любовь. Любовь к другу, к природе, к Богу, к детям. Это они сохранят и передадут по наследству наши традиции и память о нас. Конечно, они совсем не похожи на нас, наши дети. Но спустя годы кто-то так же отчаянно будет карабкаться вверх по скале, так же самозабвенно петь песни под гитару и слагать веселые байки уже про нас и о нас. Дети и взрослые, спортсмены и пьяницы, умные и умом худые, бизнесмены и «старые» русские проживают здесь одну жизнь на всех. У нас единая судьба - общая боль и общая радость. И имя ей - Столбы! Это финальная песня. Все участники стоят на сцене, поют ее и в то же время, двигаются в своеобразном танце, пластическом рисунке, который постепенно переходит в массовое восхождение на Столб. Кто-то преодолевает вертикальные стены и отрицательные карнизы, неожиданно возникшие на сцене. На кого-то сверху падает веревка, и он карабкается вверх, крепко уцепившись за нее обеими руками. В центре этого танца - дети. Занавес закрывается, но жизнь не останавливается - перед занавесом колошуют дитя, которое в ответ пронзительным голосом кричит слова благодарности… Все участники выходят на поклон. Шоу завершилось. Звучит прощальная мелодия. Песня.
А.Гримайло. Проект сценария оригинального шоу в жанре мюзикла для концертных и сценических площадок в 2-х актах и 18 сценах СКАЛОЛАЗЫ Автор: Гримайло Александр Иванович Владелец: Гримайло Александр Иванович Предоставлено: Гримайло Александр Иванович |
|
Facebook Instagram Вконтакте | Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов. |