Труды государственного заповедника "Столбы"Выпуск XI Красноярское книжное издательство, 1977 г. Крутовская Е.А.Поведение глухаря в условиях прирученияПоведение птенцовПод нашим наблюдением за годы работы (заповедник «Столбы» и рудник Улень) было 57 птенцов глухаря. Из них 33 родились в неволе: под курицей (23), голубем (4) или были взяты из-под дикой глухарки в момент вылупления (6); 18 птенцов отловлены в лесу в возрасте от трех до десяти дней (пуховички), 6 - в более старшем (13, 15 дней и более). Сравнивая поведение птенцов, родившихся в неволе и отловленных в лесу в первые дни жизни, мы, против ожидания, не находим между ними большой разницы. Как правило, птенцы, родившиеся, в неволе, первые часы - обычно до первого-второго кормлений, которые проводились вручную, с пинцетом, муравьиными «яйцами» - дичатся человека и приемной матки, выглядят потерянными, испуганными, кричат, затаиваются, т.е. ведут себя так же, как и отловленные в лесу дикари. Однако уже к концу первого дня обычно устанавливается положительная реакция на человека или птицу-наседку. Вот несколько примеров. 1. Детка и Голован (1940 г.). Вывелись из яиц под курицей-наседкой. Первое кормление с пинцета. После второго кормления - положительная реакция на человека, сменившая реакцию затаивания. На призывы наседки ответной реакции нет; четкая реакция на человеческий голос, закрепившаяся на всю жизнь. Наседку в дальнейшем использовали только для обогрева (садили под нее в затемненном ящике глухарят, они сами под наседку не шли, прятались к нам в ладони). 2. Пять глухарят (1949 г.). Вылупились под курицей-наседкой. Курица озабочена, привстает, тихонько квохчет, глухарята в ответ «фитькают». Утро второго дня. Один глухаренок выскочил из-под курицы и побежал. Испуган. Курица зовет, он не реагирует, бежит дальше. Курица вскочила с гнезда, бросив выводок, пошла за убежавшим, зовет, вернулась, волнуется. Через час: глухарята то и дело вылезают из-под курицы. На зов ее не реагируют, голодны. Курица озабочена, предлагает глухарятам корм из клюва, подзывает их. Пошла по вольере. Они бегут сами по себе, она следует за ними. Наконец, все же собрались под нее (озябли). Через 3-4 часа начали сбегаться на зов наседки. Вечером пришли за ней в дом. 3. Фитька (1950). Отловлен в лесу (возраст около 10 дней). Первый день: в руках то кричит, то любопытно косится. Пригрелся и затих. Посаженный в элевезку1, не стал есть, затаился под шкуркой. Второй день: ночь спал у меня под одеялом. Утром в элевезке начал кричать и биться, на корм не реагировал. (Переломный момент: в элевезе бьется о стенки, кричит, вдруг бежит ко мне и прячется в руки). Днем в вольере прячется ко мне под одежду, а если отхожу в сторону - пугается меня, с криком кидается на сетку. Бродит вдоль сетки, пытается вырваться, чуть кто пройдет мимо - приседает и затаивается. Вечером того же дня спокойно дремал у меня на ладони, но при приближении посторонних вскакивал - бежать. Третий день: в комнате уже совсем ручной, если кто пройдет мимо окон, приседает и затаивается. В вольере паникует. Четвертый день: перестал дичиться и в вольере. Не боится посторонних людей, собак. Пятнадцатый день: живет свободно. Вечером сам возвращается домой. На свободном выгуле следует за мной или за детьми. Оставшись один, с криком прибегает в комнаты. Все бывшие под наблюдением глухарята независимо от того, родились ли они в неволе или были отловлены в раннем возрасте, последовательно проходили в процессе приручения следующие основные этапы: 1) Птенец дичится, отказывается от корма, затаивается или кричит и мечется. 2) Начинает образовываться положительная реакция на человека или птицу-наседку. Птенец успокаивается, услышав отклик на свой призыв, бежит на голос. Прячется в ладони или под наседку для обогрева. Иногда слова дикует, но быстро успокаивается. 3) В помещении ведет себя спокойно, кажется уже вполне ручным, но выпущенный во внешнюю вольеру или на свободный выгул (естественная среда) снова начинает метаться или затаиваться. При возврате в помещение сразу успокаивается, идет в руки или под наседку. 4) Птенец ведет себя спокойно не только дома, но и в вольере или даже на свободном выгуле. Перестает бояться посторонних. Четкая положительная на человека-воспитателя или птицу-наседку. Весь процесс приручения занимал 1-7 дней, в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей птенца и тщательности работы с ним. Как правило, даже для глухарят старшего возраста, отловленных в лесу 10- и 15-дневными, он не затягивался, более недели. Эта, казалось бы, неожиданная одинаковость реакций рожденных в неволе и отловленных в лесу птенцов может быть объяснена следующим образом. Глухаренок вылупляется из яйца с готовым комплексом простейших наследственных реакций, которые на первых порах и определяют его поведение, в том числе и выбор им «компаньона-родителя» (Дементьев, 1940). Но тут же, под влиянием внешней среды, начинает образовываться новый поведенческий комплекс, в котором чем дальше, тем больше преобладают приобретенные реакции (навыки). Если птенец остается в естественной среде, закрепляется (с известными поправками на неизбежные вариации внешних условий) его наследственный, характерный для вида стереотип поведения. Если же птенец, как это имело место в нашем опыте, перенесен в несвойственные виду условия, происходят ломка врожденного стереотипа, всегда болезненная (Павлов, 1951), и возникновение новых, подчас противоречащих видовому стереотипу, поведенческих реакций. Понятно, что только что вылупившийся птенец, еще не успевший закрепить свой видовой стереотип, переносит эту ломку легче, приручается быстрее, чем тот, на которого естественная среда уже оказала свое влияние, усилив и закрепив врожденные реакции. Имеют значение и чисто индивидуальные особенности. Мана (1941 г.), птенец, рожденный в неволе (под голубкой), в отличие от остальных глухарят того же выводка, до 12-дневного возраста была дика, в вольере не ходила с другими птенцами, а металась вдоль стенок, не шла в руки. Упорно напрашивалась «в дети» к холостой глухарке, которая ее отгоняла. Позднее стала быстро ручнеть и затем сохранила положительную реакцию на человека до конца жизни (прожила два года). Можно предположить, что у этого индивидуума врожденные реакции были решительно преобладающими. Противоположный пример - Фитька (1950), птенец, отловленный в 10-дневном возрасте. Уже на четвертый день полностью адаптировался к условиям неволи! Зарубежные экологи (Кэрригер, 1969; Лоренц, 1970) придают большое значение в формировании поведения новорожденного животного так называемому запечатлению (импринтингу), подразумевая под этим понятием «механизм, благодаря которому новорожденное существо начинает отождествлять себя с первым увиденным им индивидуумом...» Импринтинг способствует созданию у появившихся на свет животных привычки следовать за себе подобными. «...Если в результате какой-то случайности животное впервые увидело представителя чужого ему вида, то в зрелости будет стремиться к спариванию с таким животным, вид которого запечатлелся в его памяти» (Кэрригер, 1969). Для явления запечатления характерны необратимость и строгие ограничения в онтогенезе (Промптов, 1956). Не отрицая наличия так называемого чувствительного периода, когда «образующиеся условные рефлексы оказываются в дальнейшем чрезвычайно прочными и практически неугасимыми» (Слоним, 1967), мы думаем, что нет необходимости объяснять возникающие у глухарят временные связи импринтингом. Признание «компаньоном-родителем» индивидуума чужого вида и следование за ним для глухарят возможно на протяжении всего первого птенцового периода (от вылупления из яйца до 10-15-дневного возраста). Из 33 рожденных в, неволе глухарят 18 признали кормившего их человека за «компаньона-родителя», адресовали ему свои птенцовые сигналы и следовали за ним; 5 таким же образом признали своей матерью курицу, высидевшую их. Остальные поделили свою привязанность между человеком и птицей-наседкой (в одном случае это была курица, в другом - ручная глухарка). Но и 18 глухарят, отловленных в лесу в возрасте 3-10 дней, также избрали себе «компаньона-родителя». Во всех случаях этим «компаньоном-родителем» избирался не тот индивидуум, которого птенцы увидели первым, а тот, который устанавливал с ними наиболее тесный контакт, осуществляя материнские функции (кормление, обогрев, защита). Не мгновенное запечатление, а постепенное установление и закрепление временных связей, образование нового, отличного от видового стереотипа - вот что, как нам кажется, имеет место в данном случае. Физиологическая основа этого явления ясна - она та же, что и любого другого навыка (ycлoвные рефлексы). В некоторых случаях установившиеся временные связи такого рода обратимы. Отловленные в лесу в 5-дневном возрасте 3 глухаренка (1943) были подпущены под курицу, под которую полчаса назад подсажены ее собственные обсушенные в элевезе цыплята. Курица приняла глухарят, те спрятались под нее. Весь день наседка просидела на гнезде; глухарята выскакивали из-под нее, бегали по комнате и снова прятались под наседку. Под вечер курица с цыплятами высажена из ящика, глухарята убежали назад, уселись в ящике (привычное убежище) и хотя все 7 белых цыплят были при ней, наседка заволновалась, бросила выводок и ушла за глухарятами в ящик. Через 12 дней (глухарята уже перелинивали в ювенальное перо) наседка со своим сборным выводком была выпущена в вольеру. Глухарята быстро обследовали ее всю (чрезвычайно высокая ориентировочная реакция по сравнению с цыплятами!) и наткнулись на насиживавшую глухарку. Активно напрашиваются к ней в дети, она - агрессивна. Возвращенные в комнату глухарята снова признают за мать курицу. На другой день все повторилось. На этот раз глухарята вели себя еще настойчивее, и глухарка, бросив гнездо (шел 18-й день насиживания), подозвала глухарят, прогнала из вольеры курицу с цыплятами и взяла глухарят под крыло. Больше к курице глухарята не возвращались. При возвращении в обстановку, близкую к естественной, врожденные реакции («опыт предков») снова взяли верх над временными связями и глухарята повели себя в соответствии со своим видовым стереотипом. Показательно, что в 1941 г. подобным же образом вел себя птенец, родившийся в неволе. Оперяющиеся глухарята (старше 10-15 дней) меньше нуждаются в материнской опеке и приручаются труднее. Видовой стереотип их поведения уже достаточно установился, птенцовые реакции направлены на совершенно определенный объект - глухарку-мать. Однако с помощью нашей ручной глухарки (Детка, 1944 г.) нам удалось вырастить и приручить несколько таких «дикарей». Выпущенные в то же помещение, где содержалась у нас Детка со своим сборным выводком (см. ниже), дикие глухарята «ассимилировались» удивительно легко и быстро. Уже через 1-2 дня они стали вместе с ручными птенцами прибегать на зов к корму и скоро совершенно перестали бояться человека. Вероятно, здесь сказалась также и привычка глухарят в этом возрасте держаться выводком (пример «компаньона по выводку»). 13/YI.44 г. принесены отловленные в лесу 13-дневные глухарята - 3 шт. Замерзшие, полумертвые. Один стонет, глаза мутные. Вложила в клювы по нескольку муравьиных яиц. Через несколько часов, обогревшись под Деткой, ожили, начали сами есть. Два днем убежали с выгула. Один в дождь нашелся в траве у забора, вечером на курином выгуле обнаружился и другой: бежал, при виде меня затаился. Вечером принесен еще один глухаренок, такого же возраста. Очень дикий, спрятался, есть не стал. 14/YI. Весь вчерашний день вновь принесенные глухарята метались по комнате, взлетали, падали, ушибались. Сегодня картина уже иная: выпущенные с Деткой в комнате ведут себя спокойно, не ходят по стенкам, садятся под Детку. Только последний (принесенный вечером) еще дичится: прячется по углам, под Детку не идет. Вечером принесли еще одного глухаренка, того же возраста, очень дик. Кричит, мечется. Посадила под Детку, затих. 16/YI. Дикари уже привыкли настолько, что спокойно позволяют себя трогать. Только последний еще дичится, но уже не бьется по углам. Когда Детка подходит к рукам и «говорит» «бак» (выражение удовольствия) при виде предлагаемого лакомства, глухарята сбегаются и смотрят. 26/YI. передан еще один глухаренок (приблизительно 20-22-дневный). Скоро стал брать корм, к вечеру совсем привык. Всюду следует за Деткой. __________ 1Помещение с искусственным обогревом. |
Facebook Instagram Вконтакте | Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов. |