Друзья и Столбы
По мере приближения к Красноярску неприятное чувство, порожденное неудачами с
академической учебой, постепенно сглаживалось. На его место вставало другое:
ожидание с друзьями, Столбы, Красноярск и Енисей, которые уже стали для
художника второй родиной. Лето еще было в разгаре, когда Каратанов приехал в
Красноярск. Родители еще не приехали из Бирюсинских приисков, и в мансарде жила
какая-то семья, которая скоро перешла в передний дом. Теперь единоличным
хозяином надстройки будет художник, и в ней он окончательно устроит свою
мастерскую. Здесь он будет творить то, что ему надо. А надо во что бы то ни
стало писать свою Сибирь со всеми ее особенностями как в природе, так и в
человеке. Ведь сибиряк тоже особенный человек, как продукт воспитания в суровых
условиях холодного климата, закаленный в борьбе с природой. Природа и человек в
тесном соприкосновении представлялись художнику самым обязательным местным
сюжетом, от которого надо идти и к которому надо приходить. Но прежде всего надо
сходить к бывшему учителю Рутченко и по душам поговорить с ним. Рутченко жил в
своем доме по Песочной улице, где была его иконописная и иконорезная мастерская.
Учитель и ученик встретились тепло, и каждый излил в душевном разговоре свое
накипевшее, неулаженное с жизнью горе. Рутченко собирался уезжать, что он и
сделал, видимо, в этом же году. Семейные нелады, и старый человек едет, куда
глаза глядят, все равно, а пока на восток в Иркутск. Каратанов рассказал ему о
себе и показал несколько своих работ, из которых Учитель попросил у ученика
понравившиеся ему: этюд Женская голова и Пейзаж с облаком, тот что так нравился
в Петербурге Куинджи. Взаимно Рутченко показал Каратанову свою работу -
Маленький пейзаж, писанный им на речке Моховой в окрестностях Красноярска.
Слухом земля полнится и о приезде Каратанова быстро друг от друга узнали его
красноярские столбовские друзья. Пришел сосед Александр Надольский - конторщик -
всегда веселый и жизнерадостный человек, отличавшийся силой и здоровьем. Этот
уже мужчина в любую минуту готов был бороться, возиться и двигаться, не зная
иначе куда девать свою силу и задор. Он имел сильный дискант и вечно напевал
что-нибудь даже тогда, когда все замолкали в разговорах при подъеме крутым
Каштаком, он на ходу в этот крутяк пел арии из различных опер и совершенно не
знал для своей высокой груди одышки. Это был по сложению не человек, а сколотень.
Если прибавить сюда хороший характер, то вот и портрет Саши Надольского, одного
из друзей художника. Он радушно встретил соседа-друга и прежде всего схватил его
в охапку и не отпуская на землю крутился с ним пока тот не взмолился и был
выпущен из объятий. Так обрадовался он Митяю.
Чтобы познакомиться с окружением прибывшего домой Каратанова, нужно вкратце
описать его друзей того времени, они будут до некоторой степени характеризовать
и его самого. Недаром же создана поговорка «Скажи с кем ты знаком, а я скажу кто
ты такой».
Гриша Трегубов. Маленький службист то у нотариуса, то у
своего брата Николая - ловкого и предприимчивого торговца, открывшего в городе
писчебумажный магазин под оригинальным названием – «Дело и забава». Простое
русское лицо и умение сделать глупый вид, ловко изуродовав свое лицо при умело
скошенном глазе не раз выручали Гришку из рук почти уличивших его жандармов.
Бились они над ним и выпускали как или убогого и ненормального, или как глупого
простака, и Гришка вновь превращался в себя самого, хорошо грамотного,
начитанного, хорошего товарища и, кстати, прекрасного фотографа, делающего при
своем никудышном аппарате чудесные снимки. Одно время вместе со своей женой
фельдшеричкой Галей он жил в маленькой комнатке Мансарды.
Петр Максимович Новоселов /Петр/ был натурой артистической,
мечтавшей о сцене. Гоголевского типа, крылатка, пенсне и всегда черная фетровая
шляпа и тросточка, в которой он по возрасту вовсе не нуждался, говорили сами за
себя, выдавая его за интеллигента семидесятых годов, каковым он и был. Из него
бы, конечно, вышел неплохой артист, если бы он пошел по этой нравившейся ему
линии, его даже прочили в театр Комиссаржевской в Москву, но ранняя женитьба,
семья и наконец после 1905 года убег в свободную тогда Америку от произвола
царизма. Там он сначала караулил лес на какой-то реке, а потом неизвестно нашел
ли он свою судьбу по подсказке таланта или нет?
Скороходов Михаил Елеферьевич /Миша/. Гимназист Красноярской
гимназии. Он появился из Енисейска и хотя был моложе Каратанова, но был в его
компании как сверстник. Шутник и балагур, всегда выкидывающий какие-нибудь
номера, в которых трудно, особенно не знавшим его, угадать что это
серьезно или в шутку. Он, как и Новоселов, был артистом только в другом роде: не
трагик, а комик. С ним не было скучно, как и со всяким понимающим затейником. Из
него вышел после окончания Академии неплохой художник и талантливый архитектор.
Умер в Италии от аппендицита во время заграничной командировки. Он тоже с
тросточкой, которая в его руках скорее орудие жонглерства и жеста.
Минаев Саша. Молодой влюбленный в жизнь и Столбы гимназист.
Его чуть не до плеч вьющиеся волосы при простом русском лице похожем на женское,
говорили за его и женственно мягкий характер. Если сюда прибавить любовь к
ботанике и охотность в любой час дня и ночи идти в природу, то станет
понятным его пристрастие к столбизму и друзьям, готовым к тому же.
Масленников Константин Александрович /Костя/. Человек без
особых талантов, занявший в компании Каратанова почетное место как столбист и
вообще любитель природы. Рожденный на Ангаре и имеющий большой навык в таёжном
обиходе, он, как любитель столбизма, всегда был застрельщиком как сухопутных,
так и водных прогулок. В последних у него был большой стаж по Ангаре. После 1905
года он уехал из Красноярска и поселился в Киеве, где и остался навсегда. В
войну 1941-1945 гг. он пять раз стоял у стенки во время перехода власти из рук в
руки и по счастливой случайности благополучно сохранял себе
жизнь. Повезло ли в последний раз неизвестно, т.к. писем от него Каратанов
больше не получал.
Масленников Михаил, брат Кости /Миша/. Простой душевный
парень. Неудачник в службе и затем больной. Он, можно сказать, освоил Мансарду и
де-юре и де-факто. Некоторое время работал топографом и был неплохим фотографом.
Работал от случая к случаю. Это был постоянный хозяин мансарды и обязательный
товарищ в столбовских походах. Умер от туберкулеза, будучи безжалостным хозяином
своего здоровья.
Кроме этих основных столбовских компаньонов были и менее постоянные, но все
же компаньоны и посетители мансарды: гитарист Нагаев Павел, художник Шестаков Андрей Сергеевич /Андрей/, учитель Сипкин Василий Александрович /Вася/, рисовавший, но не талантливо. Зато артистом-любителем он был неплохим и особенно, чем стал известен он
впоследствии, это библиотекой пьес, которая была у него уже с тысячными
номерами, причем многие имели роспись даже по ролям.
К этим перечислениям нужно
добавить и многих других более или менее случайных и недолгих знакомых. Эта
компания, а компаниями в то время и назывались всякого рода объединения такого
типа, всегда имела базу в мансарде, отсюда отправлялись на Столбы, в
плавание на лодке по Енисею или Мане, на Базаиху и в другие места, куда влекли
красота и простор. Сюда приходили. Здесь вновь сговаривались идти и здесь
велись всякие разговоры о природе. Каратанов, желавший превратить Мансарду в
свою мастерскую, не заметил как она в скором времени превратилась в своего рода
клуб столбовских друзей. Началась насыщенная поездками и походами, в лодке и
пешком пора с заманчивыми сюжетами натуры в условиях широкого речного простора и
скалистой и часто дремучей тайги. Везде были зарисовки и этюды, собиравшиеся как
материал для будущих картин. В следующем 1897 году с Бирюсы приехали родители
художника и застали уже сложившуюся компанию художника. Иннокентий Иванович сам
будучи любителем тайги благосклонно относился ко всем выходам сына и его
компании в природу, а Павла Николаевна по своей женской привычке стала принимать
участие во всех хлопотливых сборах в природу. Однако жизнь не всегда баловала
художника сюжетами на местные темы, ради заработка приходилось брать заказы и не
совсем интересные для художника.
Что же привлекало молодежь к знаменитым
Красноярским Столбам? Ответ прост. Как и теперь: красота и дружба. Проводить
время в красивой природе и с друзьями - вот основа для скитаний и восхищений. А
если сюда прибавить еще и занимательность сюжета и его поиски, то станет
ясным та притягательная сила Столбов, которая манила к себе массы молодежи.
Столбы конца прошлого века были еще, как говорится, в золотом веке своего
существования и только начинали осваиваться. Костюм большинства столбистов еще
не был приспособлен для лазания по всеобдирающему сиениту и мало отличался от
праздничного костюма деревни или села и был похож на мещанский костюм
горожанина. На мужчинах длинные рубахи-косоворотки и плисовые шаровары,
заправленные в наборные кожаные сапоги. Фетровая шляпа, реже картуз и сверху
азям или однорядка от непогоды и для тепла. На женщинах обычная черная или
вообще темная юбка и кофта, на голове платок и даже шляпка и простые ботинки на
ногах. Если сюда прибавить какое-нибудь старое пальто, то в общих чертах вот и
костюм для женщин. Редко кто из обладательниц слабого пола ходил в мужском
костюме, это считалось неприличным, а если и надевали его, то только уже на
Столбах, иначе бы их просмеяли и в городе, да и по дороге в той же деревне
Базаихе. Понятно, что в таком костюме подниматься на вершины Столбов было
неудобно и первые столбисты изобретали разного рода примитивные сооружения для
восхождения. Прежде всего на Столб в удобном месте валилось какое-нибудь близко
стоящее дерево, у него обрубались длинные ветки и по оставшимся их основаниям и
происходило залезание. Каратанов в 1889 г. при первом
посещении Столбов по такого рода лестнице и забрался на самый высокий
Второй Столб.
Не все Столбы были доступны, и Каратанов вместе с А.Антипиным сделали
подобный ход впервые на Деда. Лазание и встреча восхода солнца на вершинах
Столбов была почти обязательной. Лезли с рассветом и дожидались восхода, и
когда из-за кромки далекого гористого горизонта показывалось солнце, Столбы
оглашались хоровой гаммой /СОЛЬ-МИ-ДО/, озвученной словами «И солнце и любовь».
Впоследствии эти слова утратились и были заменены Тра-Ля-Ля. Этим и
начинался день на Столбах. Для подъема более слабых с собой были через плечо
веревки, которые по уходе в город прятались в камнях. Веревки впоследствии
сменились опоясками из 3-4х аршинных отрезков ситца. Налазавшись, пили чай
крепкий кирпичный с дымком, к обеду стреляли из маленькой пушечки.
Но золотой век отходил, оставляя о себе
полу-легенды, искажаемые в потомстве. В 1898 году умер один из основоположников
столбизма Александр Семенович Чернышев, а его друг и соучастник Николай Иванович
Суслов ходил уже редко, сын Чернышева Леонид уехал в Москву учиться в училище
живописи, ваяния и зодчества и компания первооткрывателей распалась. Столбы
унаследовали не менее пылкие их последователи с Каратановым во главе. Появилась
и другая параллельная компания - Шестаковская во главе двух сестер Елены и
Антонины, что на языке столбов звучало как Еленишна и Тютишна. Эти две
компании бывали и вместе и они одни из первых стали осваивать район Диких
Столбов. Вообще компаний, особенно в предпраздничные и праздничные дни, было
много. Такие свободные люди как Каратанов не связанные службой заживались,
подолгу оставаясь до нового прихода своей компании в следующую субботу. В эти
годы уже начиналось "брожение умов" и в Сибири, что не могло не отразиться и на
жизни столбистов. Разговоры о царском режиме и соответственные песни были
обычными на Столбах. Здесь меньше стеснялись, чем в городе, но и сюда начали
появляться в скрытом виде под видом столбистов блюстители порядка, но они
чувствовали себя здесь, конечно, не в своей тарелке и только присматривались.
Избушка объединяла всех передовых людей того времени и пробраться в их среду
было трудно, т.к. все были близко знакомы и каждый новичок был бы под
подозрением.
Жилось привольно и весело. Каратанов писал маслом только когда оставался
после компании, т.е. среди недели. Художник редко лазал на Столбы, он больше
ходил и наблюдал. Оставаться одному ему не хотелось, да он и побаивался, сам не
зная чего. И все же были такие случаи. Вот что об одном из них как-то рассказал
вдолге художник: «Я пришел по Лалетиной в надежде, что на Столбах обязательно
кто-нибудь будет, да мы в городе почти что сговорились, что встретимся. Но
никого не было. Сходил за водой и вскипятил чай, а уже смеркалось и начал
накрапывать дождик. Мне все казалось, что кто-то кричит и я потихоньку
отзывался. Но никого не было. Уже стемнело, и дождь усилился. Я снял котел с
тагана, поставил на стол на терраске, затопил в избушке железную печку и стал
ждать. Послышался отдаленный гром, усиливался дождь, и я прилег на нары. Гроза
приближалась, и раскаты грома, отраженные эхом в Столбах, сделались
сплошными почти, часто следуя друг за другом. В это время стало как-то не по
себе и я не выглядывал из двери. Дождь полил как из ведра, и я вдруг услышал на
терраске какое-то фырканье и необычный стук об пол чего-то такого, что никак не
походило на человеческие шаги. Я закрыл дверь на крючок и ждал, по крайней мере,
чего-нибудь близкого к человеческому голосу, окрику, но вместо этого
что-то большое с силой терлось о дверь снаружи. Я для воодушевления себя
окрикнул это что-то и в ответ услышал слабое ржание. Как я был рад этому звуку!
Я открыл дверь и увидел силуэт лошади. Ах ты, бедняга. Ты испугался грозы, а я
тебя. Ну ничего, теперь вдвоем веселее. Я вышел, и лошадка, стуча копытами,
тихонько сошла со ступенек терраски и пошла в сторону. Видимо, мы оба были рады
друг другу и теперь оба успокоились. Но откуда на Столбах лошадь? Наверное,
отбилась от табуна, шедшего на Ману, и попала к Столбам. Гроза прошла и на
утро пришли товарищи, которым я и рассказал о неожиданной вначале загадочной
встрече с крестьянской лошадкой. Много интересного бывает в лесу населенного
всякой живностью», - заключил свой рассказ художник.
А.Яворский
ГАКК, ф.2120, оп.1., д.12
 
А.Л.Яворский. Друзья и Столбы
Автор: Яворский Александр Леопольдович
Владелец: Государственный архив Красноярского края
Предоставлено: Государственный архив Красноярского края
Собрание: А.Л.Яворский. ГАКК
| |