Ю.Г.Попов. Горы на всю жизньКаменная сказка1
...Было это в глубокой древности. Жил в Сибири своенравный могучий царь Енисей. На гордо поднятой голове носил он прекрасную ледовую корону Саян. Много дочерей имел Енисей, но самыми прекрасными были Базаиха и Лалетина. Однажды приехал к царю со свитой богатырь князь Такмак сватать Лалетину. А Енисей хотел выдать Базаиху — старшей она дочерью была. Но наотрез отказался князь Такмак от такой невесты — слишком уж сварливой и капризной слыла она. Рассердился тогда царь Енисей и, поднявшись во весь свой богатырский рост, сказал: «Коль так — быть тебе, князь Такмак, и всем твоим богатырям каменными столбами. Сделаю я своих дочек речками, и будете вы стоять подле них веки вечные». Сказал — и так свершилось. Но слишком высоко к солнцу поднял свою гордую голову царь. Растаял от солнца его ледяной шлем, и сам Енисей превратился в могучую реку... Так о происхождении «Столбов» рассказывается в народной легенде, обработанной известным красноярским писателем Николаем Станиславовичем Устиновичем1. Красноярск, Енисей, «Столбы»... Для красноярцев это привычные с детства названия.
Неповторима природа заповедника «Столбы». На сотни километров распростерлась сибирская тайга. И среди вечнозеленого моря — гряды причудливых скал, сказочных каменных изваяний, напоминающих своими очертаниями то огромную голову седобородого старца, то неприступную средневековую крепость, то перья гигантской птицы, обронившей их в стремительном полете. Раскаленная магма, прорвав миллионы лет назад толщу земной коры и вырвавшись на свободу, застыла в удивительных по конфигурации сиенитовых выходах. Словно отлитые из металла, монолитные непоколебимо стоят эти скалы — искуснейшее творение природы. И верится с трудом, что это она, а не резец гениального скульптора, трудилась над каменными громадами, придавая им многочисленные по разнообразию формы. Человек, побывавший здесь хотя бы раз, на всю жизнь сохранит в памяти эти места... Окрестности Красноярска справедливо считаются живописнейшими в Сибири. В.И.Ленин, находясь в Красноярске, перед отъездом к месту ссылки в село Шушенское в письме от 17 апреля 1897 года сообщал родным: «Здесь окрестности города по реке Енисею напоминают не то Жигули, не то виды Швейцарии. Я на днях совершил несколько прогулок (дни стояли тут совсем теплые и дороги уже высохли), которыми остался очень доволен»2. Общеизвестны высказывания о Енисее, окрестностях Красноярска, «Столбах» А.П.Чехова, останавливавшегося в городе в 1890 году проездом на Сахалин. Любил «Столбы» за их удивительную первозданность наш великий земляк В.И.Суриков: «Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видел такой красоты, как эта, наша сибирская!» — говорил он друзьям3. Профессор Н.Н.Баранский, автор крупнейших трудов по географии, писал: «Как замечательный уголок природы с единственным в своем роде ландшафтом, оставляющем о себе впечатление на всю жизнь, — красноярские «Столбы» прославлены не только по всей Сибири, но и далеко за ее пределами»4. Гряды причудливых сиенитовых скал, получивших местное название «Столбы», не одно столетие известны людям. Ученые предполагают, что впервые люди появились на «Столбах» в 70-80 годах XVIII столетия, т.е. значительно позже основания Красноярска (1628 год). Возможно, отдельные охотники заходили сюда и раньше. Прошли годы, и недоступные когда-то вершины оказались покоренными. А ученые определили их природу, происхождение и возраст. В 1884 году, охотясь по речке Лалетиной, вышел к «Первому столбу» писарь Красноярской губернской управы Александр Семенович Чернышев. Осенью 1885 года, уже по снегу, на «Столбы» попадает приятель Чернышева, охотник Николай Иванович Суслов. Чернышев и Суслов вместе посещают «Столбы» в 1886 году. Теперь по хорошо известной тропе они выводят к «Первому столбу» целую компанию любителей природы. Так, с конца 80-х годов прошлого века «Столбы» становятся местом прогулок красноярцев. В это время многие скалы получают названия, их вершины покоряются смельчакам. Наконец, в 1892 году около «Третьего столба» компания А.С.Чернышева строит первую избушку. О походах на «Столбы» своего отца, строительстве избушки, об организации компании, которая увлекалась скалолазанием, рассказывает в дневнике сын Александра Семеновича — Леонид Александрович Чернышев, тогда семнадцатилетний юноша, впоследствии известный красноярский архитектор5. А.С.Чернышев и его товарищи первыми начали осваивать и покорять основные скалы, прокладывать тропы, открывать все новые лазы, присваивать скалам и лазам названия. Они же выработали и первые приемы скалолазания, которые постепенно совершенствовались и послужили основой для сегодняшнего спортивного скалолазания. А тогда участники восхождений на «Столбы» получили местное название «столбисты», а само лазание по скалам — «столбизм». «Столбизм» и скалолазание, в современном его понимании — скалолазание спортивное, не одно и то же. Началом спортивного скалолазания считается 1947 год, когда впервые в советской и мировой практике альпинизма были проведены на Кавказе соревнования по скалолазанию6. Но лучшие столбисты впоследствии стали и лучшими скалолазами-альпинистами. В связи с этим уместно обратиться к очерку «Красноярские скалолазы» Е.Д.Симонова — известного спортивного журналиста (его называют летописцем советского альпинизма): «Скалолазание (в Красноярске — Ю.П.) стало поистине народным спортом, со своей техникой, своими обычаями, своеобразной этикой... «Столбы» — не только своеобразный стадион скалолазов: здесь изучается родословная сиенита, идут наблюдения за флорой, фауной, своеобразным климатом Куйсумского плоскогорья. Но, конечно, для красноярцев, а впрочем, и для всех советских людей, которые приезжают сюда из Прибалтики, Карпат, с Камчатки, «Столбы» — это прежде всего школа, вернее, академия скалолазания. ...Технику красноярцев надо признать поистине виртуозной. Недаром питомцы этого орлиного гнезда Евгений и Виталий Абалаковы, видавшие лучших скалолазов Европы, считали школу столбизма не только самобытной, но и предельно высокой по спортивному классу. «Столбы» — великолепнейшая школа альпинизма»7. ____________________ 1 Сборник «Енисей в стихах и легендах» (Из
материалов собирательницы сибирского фольклора М.В.Красноженовой). Красноярск,
1940. Ю.Г.Попов Ю.Г.Попов. Горы на всю жизнь Автор: Попов Юрий Георгиевич Владелец: Севастьянова Татьяна Петровна Предоставлено: Севастьянова Татьяна Петровна Собрание: Горы на всю жизнь |
|
Facebook Instagram Вконтакте | Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов. |