Красноярские Столбы
СкалыЛюдиЗаповедникСпортСобытияМатериалыОбщениеEnglish

Александр Гримайло: "Цирк перетек за границу"

70 процентов наших артистов работают в западных программах

Режиссер Александр Гримайло пришел работать в советский еще цирк в период его расцвета. Начинал с клоунады, постепенно перешел в режиссуру. В 1996 году был главным режиссером I Всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства, проходившего на Красной площади в Москве. Но с тех пор ситуация изменилась: как с горечью говорит режиссер, у нынешней российской власти цирк не в чести: В последние годы он в основном работает за границей - номера и программы, поставленные Гримайло, не раз получали самые престижные международные награды.

- Интересная у вас фамилия, Александр Иванович. Вы случайно не родственник покровителям циркового искусства монакским князьям Гримальди?

- Вы знаете, очень отдаленно. Фамилия вообще-то из одного корня, итальянская. Но когда мои предки осели на Украине, она трансформировалась в Гримайло. Может, отсюда моя подсознательная тяга к цирку? (Смеется.) Хотя я вовсе не из цирковой семьи. Родился в провинциальном украинском городке. Мама - врач скорой помощи, отец был директором Дворца культуры. Умер рано, мне еще пяти лет не исполнилось: Так что никто меня на это не подбивал. Однако же с 6 лет хотел быть клоуном - и стал им. Стукнуло что-то в голову. Несколько лет проработал клоуном-эксцентриком.

- В таком случае как клоун стал режиссером?

- Я и режиссером хотел быть всегда - начинал в народном театре, параллельно занимался в цирковом кружке. В то время в районе Горловки, где мы жили, были очень хорошие коллективы - многие "звезды" вышли оттуда. С некоторыми из них мы вместе начинали в детстве. Например, клоуны Саша Романовский и Ваня Коваленченко, звезда канадского цирка "Дю Солей" Володя Кехаял - он вообще легендарная личность! Пока не получил травму, в Голливуде даже начинал сниматься в фильме "Тарзан-2" - он был невероятно похож на первого исполнителя этой роли. Уже восьмой год - в британском шоу "Эклипс", я тоже в нем когда-то работал - но в качестве режиссера.

Я все прошел - работал клоуном, актером. Но и в театре, и в цирке педагоги в голос твердили, что я должен заниматься режиссурой. И, нужно отдать им должное, - предоставляли возможность пробовать, ставить какие-то кусочки. Сначала я окончил цирковое училище, потом ГИТИС. И вскоре окончательно ушел в режиссуру.

- Ставите только полномасштабные программы?

- Нет, чаще готовлю отдельные номера - это интереснее, хотя и гораздо кропотливее. У моего театрального педагога Марии Иосифовны Кнебель есть книга "Репетиция - любовь моя". Могу сказать то же самое о своем отношении к репетициям. Помните ахматовские строчки: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи:"? Так и в режиссуре - знаете, как радостно видеть, когда на твоих глазах из осколков, обрывков постепенно рождается что-то мощное! А когда картинка собрана в кучу, мне уже неинтересно. И шлифовать номер дальше, латать какие-то дыры - это не по мне.

Клоун, который не любит клоунаду

- С какими жанрами предпочитаете работать?

- Практически со всеми, кроме дрессуры - животных в цирке не люблю. Хотя в последние годы сделал несколько номеров, преимущественно комических. Например, в этом году мой номер, поставленный для артиста Сергея Тростецова "Мистер Далматинец", получил "Бронзового клоуна" на фестивале в Монте-Карло - впервые за всю историю цирка русский номер с собаками был удостоен там такого приза! На следующий год мой номер с попугаями поедет сразу на несколько фестивалей. Но вообще-то заниматься с животными муторно, им же не скажешь - пойди туда, сделай это, слишком долгий процесс. Дрессируют-то их другие, я только ставлю номер.

- Я не ошибаюсь, самый близкий вам жанр - клоунада?

- Ошибаетесь. (Улыбается.) Несмотря на мое клоунское прошлое, не могу сказать, что мне это столь же близко как режиссеру. Слишком трудоемкий процесс - на постановку одного номера нужно как минимум два года. Как минимум!

- Почему так много?

- Потому что сложнее жанра в цирке нет - можете не сомневаться. Клоунада - это не столько профессия или жанр, сколько мировоззрение, особый внутренний мир. Если он у человека отсутствует, получается кривляние, всякие голые задницы - и не более. А чтобы воспитать особое мировоззрение, нужно много времени. Недавно я ставил клоунский дуэт. Год занимались этюдами, еще год - непосредственно клоунадой. А потом один из партнеров этого дуэта вообще ушел из цирка, и весь труд насмарку! Хорошо, что второго вернул, нашел ему напарника - и еще полгода занятий. Три года жизни на них потратил:

- Такое ощущение, что в российском цирке хорошие клоуны сейчас вообще на вес золота...

- Не только в России - во всем мире. Многие наши клоуны, к тому же, давно уехали за границу. Но там немножко другая клоунада - у них особенно популярны буффонадники. Принц Ренье Монакский просто боготворил этот жанр и активно его поддерживал. Хотя в нашем понимании - они не смешные. Но те клоуны, к которым мы привыкли в России, почему-то все реже и реже требуются на Западе.

- А к какому направлению можно отнести то, что делает Слава Полунин?

- Слава многое взял из классической клоунады, апробировал это еще в "Лицедеях". Но сейчас у него особое направление - он клоун-мим, клоун-философ, если хотите:

Не хочу участвовать в разрушении

- Вас, Александр Иванович, часто называют режиссером-авангардистом. Что такое авангард в цирке?

- Прежде всего - особое мышление режиссера, балетмейстера, художника, всех, кто занят в создании номера. Трюки в общем-то те же самые: например, жонглер, как кидал шарики, так их и кидает. Но меняется концепция: компоновка элементов, изломы тела, форма бросков, используется современная пластика. На Западе сейчас очень распространено новое направление в балете - что-то на стыке танца, спорта и цирка, супермодерн - вы даже не представляете, что это такое! И когда все элементы накладываются на классический цирковой язык, получается совершенно обособленное произведение. Как на подиуме: каждый раз, когда показывают моду следующего сезона, кажется, что все это уже когда-то было. Но меняются детали - цвет, фурнитура, и все смотрится иначе. Казалось бы, что в этом плохого? Однако же многих консервативно настроенных людей такие вещи раздражают - наверное, потому, что сами не способны придумать что-то свое...

- Почему же тогда считается, что в России традиционно распространен дивертисментный цирк?

- Вы знаете, если все время твердить, что культура России - нечто исконно-посконное, фольклорно-лапотное, эта зараза так и будет распространяться. Искусство должно быть любым! Главное, чтобы оно было нескучным. И авангард, между прочим, всегда рождался в России - известнейшие в мире художники, архитекторы, дизайнеры, модельеры были русские, просто их давным-давно отсюда выдавили. Также и цирковой авангард: он появился в России в 80-е годы прошлого века, перетек на Запад, где благополучно развивается. У нас же, как и прежде, затаптывается: Причем в России и так называемого традиционного цирка уже почти не осталось: то, что сегодня показывают в провинции - дискредитация любого цирка. Новое поколение не знает, что такое классика и авангард - им показывают мусор, не побоюсь этого слова. О чем говорить, если ситуация в стране, во всей российской культуре такова, что многое сейчас здесь подлежит даже не умиранию, а умерщвлению. Я 30 лет занимаюсь своим делом. В 70-е годы в Советском Союзе был пик, ренессанс циркового искусства. Я приходил созидать и не собираюсь участвовать в разрушении.

- Что вы подразумеваете под разрушением?

- Когда уничтожается генофонд цирковой режиссуры, художников, артистов. Лучшие живут и работают за границей - там они востребованы, у них есть деньги и слава. Тот же самый Слава Полунин давно живет во Франции. И, я вас уверяю, несмотря на всю свою популярность в "Лицедеях", он никогда бы не пробил здесь свое Snow show - мировая слава к нему пришла лишь потому, что он сделал это за границей! В России так было всегда - нет пророков в своем Отечестве... Здесь артистов унижают как самый непотребный продукт, выдавливают из страны совершенно сознательно. Остаются посредственные, послушные - с ними работать неинтересно. На серьезные постановки деньги не выделяются, повсюду - келейность и чиновничий произвол. Но, честно говоря, я давно уже перегрустил на этот счет. Не хочу бороться, доказывать всяким однодневкам, что я хороший, - глупо тратить свое время и силы на борьбу с чиновниками, которые меняются каждый год. Я творческий человек и должен созидать. Благо работы хватает - меня постоянно приглашают в Европу, Америку и Мексику. Оплачивают все: перелеты, отели - лишь бы я с ними работал. А здесь можно предлагать свои услуги бесплатно - и никому ничего не надо! За аренду заламывают совершенно неподъемные цены. В Лас-Вегасе снимал огромный зал - 100 долларов за три дня, и репетируй, сколько хочешь. А в Москве небольшое помещение стоит 30-40 долларов за час. Разница очевидна...

В цирках будут казино

- Я слышала, вы также работали и в Кении. У кенийского цирка есть какие-то особенности?

- Вообще-то кенийского цирка в природе нет и, может быть, никогда не будет. Просто несколько лет назад мы с моим другом, работником ООН, открыли в Найроби цирковую школу, дабы отвлечь молодежь от улицы: там полно бездомных детей - колются, нюхают всякую дрянь: Желающих попасть к нам было хоть отбавляй: в день отсматривали по 300 человек! Благо их ничему не нужно учить, они все могут от природы - нет в мире нации крепче, сильнее и прыгучее. Отобрали самых лучших и сейчас уже предлагаем этих артистов по всему миру, они зарабатывают деньги, часть из которых идет на школу. А недавно у них сменилось правительство, и нам даже выделили здание. К вопросу о культуре: даже Кении - нищей стране, где доллар в день считается крупной зарплатой - понадобилась цирковая школа! Запад вообще давно принял метод, придуманный в Советском Союзе: все начинается с цирковых школ и субсидирует их государство. А у нас ведутся разговоры, чтобы продать цирковое училище! Все эти рассуждения о необходимости самоокупаемости культуры приведут к тому, что через пару-тройку лет в России не останется ни одного циркового здания. Они же самые удобные - как правило, расположены в центре города, вместительные. Как пить дать, распродадут под казино и развлекательные центры:

- Полагаете, в лучшем случае останутся шапито?

- Вы знаете, когда не было цирковых зданий, шапито работали лишь в теплые месяцы, и этого было вполне достаточно. Проблема не в том, нужны или не нужны стационарные цирки. Хотя мне обидно, что кто-то на них в наглую посягает, - я сам когда-то давал деньги на строительство этих зданий, у всех артистов прежде вычитали на это треть зарплаты. И что же, сегодня их за здорово живешь пустят с молотка?! Но дело в том, что стационарные цирки устарели в своем нынешнем виде. И больше не могут существовать только за счет цирковых программ, нужен гибкий подход. Должны прийти толковые, энергичные директора, опытные режиссеры. И тогда цирк станет настоящим культурным центром. В противном случае, если разрушат школу - подрежут сухожилия не только российскому, но и мировому цирку: вопреки всему наши артисты до сих пор самые лучшие, в западных программах их порядка 70 процентов.

- А когда вы впервые получили приглашение работать на Западе?

- Во-первых, КГБ меня 18 лет вообще никуда не выпускал. Видимо, считали неблагонадежным, думали, что я хочу остаться там, - не знаю, откуда они это взяли.

- Поводов не давали?

- Вы знаете, поводы, наверное, давал: никогда никому не подчинялся, диссидентствовал, меня даже выгнали из комсомола. Но оставаться за границей не собирался и не собираюсь. В 80-е немцы предлагали политическое убежище, и я отказался - не мое: Лет двадцать назад, еще в советские времена, ушел из всех государственных организаций. Выпустили меня за кордон лишь в 91-м, уехал в Японию на три года. И все, с тех пор я свободно перемещаюсь по всему миру.

- Планы расписаны на месяцы вперед?

- Как минимум - на полгода. Текущий год у меня был распланирован по дням. 31 декабря летел в Мексику. Пробыл там две недели - и сразу в Париж на фестиваль, оттуда в Монте-Карло, потом на репетиции в Германию, Америку, Швейцарию - еще и в Питере успел порепетировать! Жизнь проходит в самолетах и поездах. Но мне нравится такой ритм.

"Грифы" зовут

- Еще успеваете выкроить время на поездку в Красноярск...

- Нужно отдать должное моему шилу в заднице. (Смеется.) 80 лет заповеднику "Столбы" - как не приехать? К тому же три года уже здесь не был, друзей захотелось повидать: Вот и вырвался на недельку на "Грифы". (Одна из изб в заповеднике, где собираются столбисты. - Ред.)

- А почему именно на "Грифы"?

- Так получилось с самого начала. Вообще-то я инструктор по туризму - с юности занимался скалолазанием, альпинизмом, на байдарках ходил. По Альпам лазил, в знаменитом Мексиканском каньоне побывал, исходил весь Кавказ. А на Столбах как-то не доводилось. И когда почти 24 года назад поехал с цирком на гастроли в Красноярск, друзья, актеры Театра на Таганке, настоятельно порекомендовали обратиться к Валерию Хвостенко. Он-то меня и привел на "Грифы". Помню, в первый раз попал туда в марте - я был в дичайшем восторге от Столбов! Ночью меня затащили на Деда, утром глянул - не поверил, что смог туда забраться. Вот с тех пор и выбираюсь по возможности.

- В столбисты вас посвятили по всем правилам?

- А как же! Валера долго бил меня калошей - хорошо, что было холодно и я натянул двое штанов. (По традиции так посвящают на Столбах новичков. - Ред.) И хоть бы кто-нибудь предупредил, что бьют до тех пор, пока не скажешь спасибо! (Смеется.)

- Приезжаете отдохнуть в хорошей компании или полазить?

- И за тем, и за другим. Лазаю всегда один, хотя понимаю, что это чревато. На Первый и Второй Столбы поднимаюсь редко - они зализанные. Предпочитаю Крепость, Манскую стенку - дикие скалы. Перья для меня сейчас физически тяжеловаты, падал оттуда раза два - к счастью, на страховке. А пять лет назад сорвался с Крепости - тоже на страховке, но сломал два ребра. Адреналинчик был хороший! Впрочем, в цирке это обычная практика. Клоун вообще должен уметь все. Я и в сетку прыгал, по канату ходил - все попробовал за четыре года училища.

Не "скалолазы" мы...

- Помнится, несколько лет назад вы задумывали ставить в Красноярске мюзикл "Скалолазы" - идея еще не угасла?

- Я бы назвал его экстрим-шоу, к мюзиклу он не имеет прямого отношения. Деньги на постановку пообещал лично Лебедь. Мы были знакомы еще по Туле: я там работал главным режиссером цирка, а он, офицер Тульской десантной дивизии, со своими солдатами помогал разгружать нам ящики с реквизитом: Но после его гибели я понял, что идее конец.

- Отчего так безысходно? У новых властей не нашли поддержку?

- Ни малейшей! Встречался с представителями и краевых, и городских властей Красноярска, предлагал разные варианты. Вообще, максимальная стоимость проекта - полмиллиона долларов. Но можно было сэкономить на аренде помещения - стоило лишь краевому руководству разрешить нам репетировать в одном из театров, все равно там площадки заняты не все время. Балетмейстер Валерий Терешкин предлагал попробовать своих ребят, спортсмены из клуба скалолазов готовы были работать не ради денег - ради интереса! Да можно было вообще все решить еще проще, стоило лишь властям над нашим обращением к спонсорам поставить шапку - при поддержке администрации Красноярского края. Спонсоры бы сами потянулись! А в ответ услышал знаковую фразу: деньги небольшие, но мы тебя не знаем - сначала сделай, а там посмотрим. Извините, сказал, я вам не мальчик. Процесс трудоемкий: чтобы нанимать зал, репетировать, проводить кастинг, нужны гарантии и поддержка. Мы же готовы были ввязаться в проект, которого не знала мировая практика!

- И в чем же его уникальность?

- В самой специфике. Я еще десять лет назад говорил: мир заполонит экстрим. Что и наблюдаем сегодня: люди бросаются на парашютах с небоскребов, летают на скейтах, сноубордах, прыгают со скал - это популярно везде! Идея "Скалолазов" была анонсирована на международном уровне, наше экстрим-шоу и сейчас еще готовы пригласить крупнейшие европейские фестивали. Есть сценарий, эскизы, музыка. Причем значимость идеи - не только в ее зрелищности, но и в огромной воспитательно-просветительской работе. Темы мужества, преемственности поколений - это никогда не устареет. И в закрытом помещении человек иначе воспримет драматургию окружающей его жизни. Иногда мы видим, что кого-то на улице бьют по голове, и проходим мимо. А когда на сцене Отелло душит Дездемону, нас прошибают слезы: Театр дает возможность проникнуть вглубь. Но, увы, у чиновников это отклика не находит. Три года пообивал пороги - все впустую: Поэтому идея жива - были бы спонсоры! Надеюсь, в Красноярске среди них есть неравнодушные люди.

Досье "ВК"

Гримайло Александр Иванович, цирковой режиссер, заслуженный деятель искусств России.

Родился 29 ноября 1951 года в г. Енакиево Донецкой области.

В 1976 г. окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

С 1977 по 1984 год - артист-клоун. Получил диплом Всесоюзного конкурса артистов цирка (1982), приз "Уральский самоцвет" (1982), две золотые медали конкурса "Тульский левша" как клоун (1980-81) и как режиссер (1982-83).

Первые режиссерские опыты - цирковые спектакли, созданные совместно с А. Колмыковым с 1980 по 1984 гг.: "Все как в сказке", "Рождение, жизнь и смерть клоуна", "Двадцать лет спустя", "Левша", "Фауст", "Страна Грустилия".

С 1984 по 1990 год - главный режиссер Тульского государственного цирка. Выпустил в эти годы около 30 цирковых номеров и аттракционов, 20 цирковых спектаклей.

В 90-е годы работал в Центральном цирковом институте Москвы. Затем - в Японии, Кении, многих странах Америки и Европы.

Номера и программы, поставленные А. Гримайло, - обладатели многочисленных престижных всероссийских и международных наград. Среди них - призы фестивалей в Монте-Карло, Париже, Лозанне, Москве, Санкт-Петербурге и др.

Главный режиссер I Всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства на Красной площади в Москве (1996 г.), автор и организатор международного Рождественского фестиваля цирка во Фрайбурге (Германия).

В 1999-2001 гг. создал шоу-программу "Батлинс", большой шоу-мюзикл "Транс" (по "Маленькому принцу" А. Сент-Экзюпери) в Великобритании, участвовал в разработке и создании шоу "Эклипс".

В соавторстве с известным художником Михаилом Шемякиным готовит авангардное шоу "Метафизика. Геометрический цирк". Проект предполагает использование живописи и сценографии в сочетании с авангардными цирковыми номерами.

И на Столбах есть место шоу

По замыслу режиссера, "Скалолазы" - это "фантастическая история о фантастических людях, живущих в реальном мире, но уходящих в заоблачный мир прекрасного, где скалы становятся для них родным домом". Основное место событий - Красноярские Столбы. Продолжительность шоу - два акта.

Первое действие открывает сказитель-бард с гитарой. Он поет о том, что сегодня, на рубеже веков, у людей не пропадает тяга к перемещениям, передвижениям, путешествию, риску. "Есть особый микромир - пристанище дум невероятных и удивительных людей. Название этому месту - Красноярские Столбы".

В продолжение всего зрелища происходящее на сцене перемежается столбистскими песнями и байками. По версии автора, дух столбизма зарождался еще в те времена, когда люди в шкурах с каменными топорами охотились на мамонта. Внезапно одного из них хватает птеродактиль, пролетающий мимо, и уносит ввысь...

Людей в шкурах сменяют отдыхающие, лениво прогуливающиеся с зонтиками и тросточками. Сейчас уже никто и не вспомнит, когда Столбы стали традиционным местом отдыха красноярцев.

Сборы, подъемы, посвящение новичков - все это своеобразный ритуал, которому неукоснительно следуют из поколения в поколение. В сценарии есть сцена, где поется о традиционных развлечениях на Столбах. А их на скалах немало: сделать сальто на Перьях, затащить самовар на вершину скалы, чтобы напиться чаю вдали от суеты: Кто из столбистов не предавался подобным занятиям хоть раз в жизни?

Серия ужасов и страшилок на тропе: о покойниках, о "черном альпинисте", о медведях и маралах с выпученными красными глазами во время гона. Растянувшись цепочкой по тропе, новички сиротливо озираются по сторонам и шарахаются от каждого шороха, завывания ветра, хруста веток в кустах. А между тем на тропе их поджидает озорник. Его импровизированная шкура - это полушубок, вывернутый наизнанку. На повороте кого-то хватает за ногу страшный монстр - какой-нибудь ненормальный, зарывшийся в сугроб. Он иной раз и на дереве может просидеть часами, в ожидании прохожего. А под мостом ждет соловей-разбойник - Васька из соседней избы, прослышавший про большой отряд новичков.

Серия страшилок продолжается по-настоящему правдивыми историями про былые времена. По тропам в поисках еды, выпивки и развлечений бродили беглые зеки, маньяки, абреки.

И конечно, что за шоу без любви - романтических историй на Столбах еще больше, чем шуточных баек!

Под занавес кто-то преодолевает вертикальные стены и карнизы, неожиданно возникшие на сцене. На кого-то падает веревка, и он карабкается вверх, крепко уцепившись за нее обеими руками. В центре этого танца - дети. Все участники шоу выходят на сцену, где поют финальную песню об общей судьбе и общей радости. И имя ей - Столбы!

Беседовала Елена Коновалова
Фото Марата Винского
Вечерний Красноярск №38 (38) среда, 16 ноября 2005 г.

 Компании

Грифы

 События

80 лет заповеднику

 Люди

Гримайло Александр Иванович

Хвостенко Валерий Иванович

 Скалы

1-й Столб

2-й Столб

Дед

Крепость

Манская стенка

Экстремальный портал VVV.RU Facebook Instagram Вконтакте

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал

веб-лаборатория компании MaxSoft 1999-2002 ©