О Вильяме его друзья-туристы.
Владимир Юдин
Вильям был выдающимся стратегом в горном туризме! Взять хотя бы только его транспамирские маршруты семидесятых годов. А "золотой маршрут" 1981 в районе пика Ленина, в котором и мне посчастливилось участвовать - 13 перевалов, из них 11 первопрохождений, пройден самый высокий на то время перевал (пер. Жукова 3Б*, 6660м), пройден впервые ледник Вали Восточный - до нас там вообще не ступала нога человека!
Помню, еще в восьмидесятых, Вильям показывал мне нитку шестерочного маршрута в сердце Гималаев - в районе Эвереста. Причем логично построенную и красивую, с восьмитысячными перевалами! Даже сейчас, когда есть интернет, хорошие карты и возможность попасть в Гималаи это кажется фантастикой! А ведь он это продумал тридцать лет назад. Не просто мечтал, а тщательно продумал!
Вильям обладал поразительной способностью зажигать людей своими идеями. Когда он жил в новосибирском Академгородке, вокруг него кипела горная жизнь. Переехал в Томск - и уже на следующий год транспамирская шестерка с томичами. Переехал в Красноярск - и опять уже через год еще одна транспамирская шестерка уже с красноярцами. А в 1981 Вильям силами объединенной команды из новосибирского Академгородка, Томска и Красноярска организовывает еще одну супершестерку на Памире (о ней я уже сказал выше).
Илья Гинзбург
В конце апреля 1963г. мы отправились проводить тур Всесибирской физико-математической олимпиады в Алма-Ату. В последний момент к нам присоединился еще не знакомый никому из нас Вильям Соколенко. Еще в городе выяснилось, что у Вилли поднялось давление, и он остался внизу, без восхождения.
Так началось наше знакомство. Кто мог подумать, что через несколько лет Вильям станет одним из сильнейших горных туристов СССР, с новыми нетривиальными идеями и с замечательными походами.
Я ходил в таежные походы, и с Вилли в походах не встречался, но мы подружились и много общались дома - в Новосибирском Академгородке. Мы занимались организацией туризма в Академгородке и в Новосибирске, и - я думаю - "причинили пользу". Дети мои звали его "дядька Вилька Соколенко". Я знал его как очень надежного и внутренне честного человека, с которым интересно было обсуждать все - от науки до политики. Для меня переход к пониманию гнусности коммунизма был довольно долог, у Вилли вопросов не было. Он рассказывал, что в гражданскую его дед - казачий генерал на пенсии - был расстрелян красными просто за чин, его семья всегда хранила память об этом.
Затем Вилли уехал в Томск, а оттуда - в Красноярск. Первые годы он регулярно заходил ко мне во время своих визитов в Новосибирск, затем все реже. Я все собирался в Красноярск... Но так и не собрался.
Мне было легче жить, зная, что есть на свете Вилли, и я могу поговорить с ним.
А теперь вот нет!
Людмила Овчинникова
С Вильямом (Вилей, Вилькой) Соколенко мы были знакомы более 40 лет. Я бывала у него в гостях, когда он работал в Томске, потом в Красноярске (и дома, и в "избе" на Красноярских Столбах). Вильям был очень интересным и талантливым человеком. Талантливым во всем! Когда бывал в многочисленных спортивных походах, на Столбах (почти все Столбы он знал в"лицо" и на многие из них поднимался не один раз и делал прекрасные снимки). Увлечение фотографией стало его второй профессией.
Я хочу вспомнить наш поход по Камчатке в 1972 году. У Вили была мечта: побывать в походе по Камчатке. Он долго и очень серьезно готовился к этому походу: собирал устную и письменную информацию о Камчатке, разработал маршрут похода, который начинался в пос. Ключи (на севере) и заканчивался в пос. Жупаново ( на юге). Поход получился достаточно сложным (по спортивной классификации 5 категория сложности) и потрясающе интересным! Мы побывали у вулканов Безымянный,Толбачик, поднялись на вулкан Ключевская сопка (заглянули в кратер). Прошли по Долине гейзеров, кальдере Узон, Кроноцкому заповеднику, вышли на берег океана и добрались до поселка Жупаново. В походе приходилось преодолевать многочисленные препятствия: речные броды, заросли стланика (что не подарок!), потоки застывшей лавы, не считая мошки и комаров. Но это такие мелочи по сравнению с теми положительными эмоциями, которые мы постоянно испытывали! Я бесконечно благодарна Виле за то, что он пригласил меня пойти в этот самый незабываемый поход!
| |