Татьяна Николаевна Буторина - флорист, геоботаник, фенолог, кандидат сельскохозяйственных наук
Татьяна Николаевна после окончания школы, поступила в Томский государственный университет на биологический факультет. После окончания в первой половине 30-х годов способную выпускницу оставили работать в университете на кафедре геоботаники под руководством профессора Ревердатто. Затем, оставив работу в ТГУ, приехала в Красноярск. Здесь сначала работала по договору, но вскоре вошла в коллектив заповедника "Столбы", где и трудилась до конца своей жизни.
Безусловно, растительный мир "Столбов" еще в 20-30-е годы серьезно изучался А.Л.Яворским и В.И.Верещагиным, но неоднократное последующее расширение границ заповедника требовало и дополнительной работы по изучению видового состава флоры, а также распространения тех или иных видов и растительных ассоциаций по территории заповедника. Одним из привлекательных объектов для флористов с конца 90-х годов XIX века стала липа - реликтовый элемент флоры Сибири. Ее местонахождение на Каштаке точно установили в 1951 г. сотрудники заповедника, а Т.Н.Буторина и В.Д.Нащокин (1958) отметили отличия приенисейской формы от гербарных образцов Tilia sibirica Ficsh.ex Bayer, и предложили ее рассматривать как особый подвид Tilia sibirica ssp.jenisseensis.
Т.Н.Буторина, продолжив работу Д.Д.Нащокина, составила детальную геоботаническую карту в масштабе 1:25000 и подготовила первый физико-географический очерк заповедника "Столбы". На основании предложенных ей "Принципов составления карт типов леса" (М.-Л., 1962) и благодаря ее активному участию в проведении лесоустроительных работ, была создана карта лесорастительных условий заповедника. Работа "К характеристике лесорастительных условий госзаповедника "Столбы" (1961) не теряет своей актуальности.
Татьяна Николаевна не обошла в своей деятельности вопросы структуры растительного покрова, выделив и описав эколого-ценотические группы и предложив использовать при оценке роли видов в сообществе фитоценотические индексы. Ее труды высоко оценены специалистами и находят применение в исследованиях современных специалистов ботаников.
Большую работу Т.Н.Буторина совместно с Е.А.Крутовской вели по фенологии - науке, изучающей сезонные явления природы - прилет птиц, зацветание растений, установление и сход снежного покрова, первых и последних заморозков, ледостава и т. п. Чуть ли не ежедневные наблюдения в течение ряда лет позволили разделить год на фенологические периоды, которые дают четкое представление о сезонной динамике растительных сообществ. Результаты исследований были обобщены в работе "Сезонная ритмика природы среднего пояса тайги Восточного Саяна" (1969). На опыте заповедника "Столбы" Татьяна Николаевна Буторина предложила методику составления "Календарей природы", которая легла в основу организации ведения фенологических наблюдений в заповедниках России.
Две обаятельнейшие женщины, две звезды Столбов: Татьяна Николаевна и Елена Александровна
Татьяна Николаевна была активным членом Всесоюзного географического общества. В 1959 г. она организовала и стала председателем фенологической комиссии, создав самую обширную в Сибири и одну из наиболее крупных в СССР сеть общественных фенокорреспондентов. Она лично поддерживала переписку почти со 180 добровольными помощниками. Полученная от них и проанализированная информация легла в основу биоклиматического районирования Красноярского края ("Биоклиматическое районирование Красноярского края" 1979).
Кандидатская степень была присвоена Т.Н.Буториной не в результате защиты отдельно взятой темы, а по совокупности значительного количества опубликованных и достаточно высоко оцененных работ.
Не оставляла она и педагогическую работу. Много лет на базе заповедника проводила практику со студентами лесотехнического (позднее - технологического) института.
Уже в пенсионном возрасте Т.Н.Буторина работала в Институте леса и древесины СО РАН, но не оставляла связи с заповедником, курируя работу всей ботанической секции научного отдела. Она была энтузиастом своего дела, всегда полна новых идей.
Трудовой стаж Татьяны Николаевны за время работы в Томском государственном университете, в заповеднике "Столбы" и в Институте леса и древесины насчитывает более 50 лет.
Нельзя не остановиться и на чисто человеческих качествах Татьяны Николаевны. Она являла собой образец старой русской интеллигенции. Это трудолюбивый и очень скромный человек. Никогда не старалась выдвинуть себя на передний план. Была настойчива в утверждении того, что считала правильным, справедливым. Но в разговоре часто больше слушала, чем говорила. Говорила же в основном не о себе, а о других. Была доброжелательна к людям, готова помочь тем, кто нуждался в ее помощи. В результате ей не всегда хватало времени, чтобы подумать о себе самой.
В последние годы жизни, уже понимая, как мало остается у нее впереди, большую часть времени она уделяла организации издания последней книги Е.А.Крутовской, приведению в порядок ее литературного архива. До своего же руки не доходили. А он, вероятно, представляет интерес не только для ее семьи.
29 августа 1992 года Татьяны Николаевны Буториной не стало.
|