Поездка в горный район "Ергаки", Западные Саяны.
Андреев Алексей. Альпклуб "ПИОНЕР"
В июле один мой очень хороший друг Владимир Гунько - в прошлом мой тренер по легкой атлетике, предложил мне поехать на спортивные сборы в компании молодых людей из секции альпинизма и спортивного скалолазания "Пионер".
- Леха, 2 августа мы с секцией едем на Ергаки. Поедешь? Может, понравится в горах, и тогда ты, как ненормальный человек, начнешь ходить на Столбы, тренироваться и ездить на сборы.
- Я поеду с удовольствием, но в любом случае альпинизмом заниматься никогда не буду, так как спорт не признаю в принципе, сам знаешь.
- Ходить в горы - это не по кругу на стадионе бегать: Отлично, раз ты согласен, то я пришлю тебе рекомендуемый список снаряжения, которое может пригодиться.
К сбору рюкзака я отнесся очень безответственно, если не брать во внимание литровую кружку и тарелку. Я каким-то внутренним чутьем сообразил, что не проиграю, если возьму такие замечательные емкости. Кстати, оказалось, трудно собрать все, что нужно за 15 минут до выезда на автовокзал.
Потом был длинный путь на автобусе Красноярск - Ермаковское. Я ждал от этой дороги большего: Позже я узнал, что организатор поездки покупал билет в кассе на каждого участника. Я был очень удивлен, что эти уникальные испытания для позвоночника стоят денег. Это, пожалуй, одно из самых некомфортных впечатлений в моей жизни наряду с многократным вырезанием вросшего ногтя и другими механическими травмами тела.
Но все плохое когда-нибудь кончается, и вот нас уже встречают в Ермаковском двое замечательных друзей, один из которых нормальный такой человек, а второй: ну как Халк Хоган - мощный качок с бородой, добродушный великан! Едем от Ермаковского 120 км на юг по ровной, как зеркало, лишь местами сужающейся магистрали федерального значения, и вот мы уже выгружаем себя, свои рюкзаки и мешки с продуктами на туристской базе "Тушканчик". Там мы чего-то или кого-то пару часов ждем, и даже видно скалы. Идут разговоры о том, какая будет длительная заброска, и как трудно там будет на маршруте... Заброска оказалась вовсе не утомительной, а точнее откровенно халявной - полтора часа прогулки вверх по течению какой-то горной речки с краткими перерывами на поедание жимолости, и даже дождь не испортил отличного настроения!
Разбивка лагеря недалеко от берега озера Светлое, и больше всего запомнился замечательный тент, под которым можно было укрыться не только от стихийных капризов природы, но и от самых свирепых хищников тайги. Конечно, я имею в виду чисто моральное укрытие.
Часа четыре полезной суеты, и палатки стоят, костер горит, чай греется, ребята вернулись со второй заброски, и все готово для вечернего обсуждения спортивных планов на неделю и на завтра. Начальник лагеря вслух обозначил, кто в какой палатке будет жить, а также кто, с кем и на какой маршрут должен выдвигаться утром. Всем все ясно, и по окончании беседы я понял, что мне надо встать в 4.30, разбудить свою соседку и приготовить жаворонкам что-нибудь на завтрак, так как мы - дежурные.
Встал очень легко, ничего примечательного этим утром не случилось - бесполезная женская паника, немного моего превосходного интеллекта, и русское блюдо под названием "Рис нерассыпчатый сладкосоленый" подано к столу! Ребята уплетали это лакомство, просили добавки и приговаривали: "Что за удивительная пища!" И лишь один невоспитанный спортсмен подошел после трапезы и сказал сухо: "Не переводи больше продукты".
В этот день, назовем его понедельник, отряд новичков, то есть три девочки и я пошли покорять вершину скалы Динозавр. Мне не очень понравилось - ягода почти не попадалась, скала не была похожа на динозавра, хотя, когда поднялись на вершину - открылся такой пейзаж, какой я в прошлом видел только на фотографиях. Я и раньше слышал от одного хриплого дядьки складные истории о том, как в горах здорово, и что внизу не встретишь таких красот и чудес, но каждый ведь свое увлечение хвалит, и я не верил, что все так круто, как в теории. Вечером того же дня в лагерь приходил косолапый, и, поскольку, никто не мог предположить даже, что в тайге ходят медведи - мы не успели таки накрыть на стол. Но Миша, наверное, пройдя предварительно какие-то тренинги по уверенности в себе, сначала, судя по звукам, доел полведра грибного супа, а через несколько минут на другой стороне палаточного городка я услышал удивленные возгласы нашего инструктора. Он бил ложкой в тарелку и очень громко кричал. Это был не просто крик, а вполне понятный, непрерываемый набор слов, не матерным из которых было только слово "медведь". Вставать мне было лень, и до раннего утра я сквозь сон слышал звон тарелок и нелицеприятные реплики в адрес хозяина тайги.
Два дня я находился в лагере, помогал содержать его в порядке и чистоте. Особенно мне нравилось ходить за дровами, потому что не надо думать и ответственность маленькая. Каждый вечер повторял узлы. На маршрут я сильно не рвался, так как считал, что корячиться на скалах - это бестолковое занятие и фальшивые амбиции. Медведко был пунктуален, никогда не опаздывал, даже с каждой ночью приходил все раньше. Его следы, ночное бряканье чашками и большие костры уже не вызывали у нас столько эмоций, сколько в первый день. Наши рюкзаки с продуктами были подвешены высоко между деревьями, а поскольку кроме двух девушек со мной в палатке спал непревзойденный буйвол Андрей Николаевич - я чувствовал себя в полной безопасности и спал крепко! Кстати, вся эта история с медведями закончилась благополучно в последнюю ночь перед отъездом основной части спортсменов. Пришли мужики в камуфляже и билет, выпущенный с большой скоростью из волшебной палки отправил косолапого прямо на планету сгущенки.
Но в четверг начальник лагеря сказал, что пойти на гору все-таки придется, и у меня нет выбора. У меня никаких эмоций не было - ни положительных, ни отрицательных, я на тот момент уже "окончательно" (наивный) осознал, что ходить в горы - это необоснованный риск и добровольный шаг к дискомфорту, кстати, тоже неоправданный. Ранний подъем, отличный чай с сахаром, непродолжительная пешая прогулка, и мы уже у подножия пика Птица. Надеваем обвязки, слушаем, что говорит инструктор, оказалось, что в горах главное - безопасность! Я был приятно удивлен, но у меня и так не было никакого чувства риска или страха - Владимир, как спортсмен, тренер и просто хороший человек всегда внушал уверенность и спокойствие. Лезем везде со страховкой, тщательный разбор различных вариантов развития событий, то есть восхождение носит полностью учебный характер.
Владимир: "Ну вот и вершина! Фотографируемся и спускаемся! В чем кайф - не спрашивайте, не знаю!"
Я имел представление, что дюльферять (спускаться по веревке) со скалы это весело и легко, но оказалось, что первый раз это еще и страшно. Я четко подгадал и ломался ровно столько, чтобы у Владимира почти кончилось терпение, но чуть-чуть осталось на девочек. Из восхождения сделал два вывода: подтвердилась правда жизни, что собственный опыт любой деятельности дает несравненно больше, чем слова даже самого опытного профессионала. И еще: если сверху крикнуть команду "Камень!", и сверху же запечатлеть начинающего альпиниста, который в этот момент на длительный период задирает голову вверх - фотка получится смешная!
Через 10 минут после разбора голосовых команд в горах:
- Страховка готова!
- Че-е-е???
- Страховка готова!!!
- Не поняла-а-а!!!
Весело это было.
Пришли в лагерь, пили чай, занимались дровами и наведением порядка. Во второй половине дня была продолжительная тренировка, подробности не помню - отношение к альпинизму прежнее.
В пятницу опять ранний подъем, прогулка и снова мы идем на ту же вершину, только более сложным маршрутом. Начинаю понимать, что все это не так безрассудно и опасно, как показалось на первый взгляд. Понимаю так же, что жить вредно в принципе - можно умереть. В горах же, при соблюдении всех правил безопасности получить травму менее вероятно, чем в городе. Приходит осознание того, что бояться стал меньше и вместе с этим почувствовал хоть какое-то удовольствие от восхождения. Страх уменьшается - начинаешь выпрямляться, смотреть по сторонам и думать: "Как же хорошо!" Это надо видеть - вряд ли стоит озадачиваться, пытаясь представить это в голове!
Остаток последнего дня моего пребывания на озере Светлом - отдых и вечером четырехчасовая прогулка на водопад Тушканчик и оз. Мраморное. Красота! Солнечная погода и отличная компания. Настроение необычное, и в полной мере ощутил, что здесь другие ценности, нежели в городе; раскрывать эту тему не стану - долго. Раньше сам слышал и читал все эти слова, но это казалось пустыми сентиментами.
Последнюю ночь спал в одних трусах, так как за неделю ни разу не замерз. Пожалел - утром было минус восемьсот, и вылезать из спальника было некомфортно. Вспомнил горячую воду из-под крана и подумал, что чем хуже сейчас - тем приятнее потом. Игра контрастов. Собираем рюкзаки и напоследок общая фотография. Идем вниз, и я сам себе плеер. С подозрением воспринимаю предчувствие, что я сюда еще вернусь. Зачем? Не знаю. Мне что-то во всем этом понравилось.
Когда добрались до Ермаковского, до отправления автобуса было еще 4 часа. Алексей Белозерцев, который по своим причинам не смог поехать на сборы, и вся его семья радушно приняли нас в своем доме на время ожидания. Пироги были обалденные! Спасибо им еще раз за такой прием!
Дорога в автобусе на этот раз была более удобной, но все равно не спалось. Думал о том, как же хорошо, что моя работа совместима с походами на "Столбы", и какая интересная жизнь. Ночь пролетела, и вот я дома! Поспал всего пару часов, а затем мы с товарищем Костяном едем на Турбазу и заходим на Первый Столб. Через неделю двухдневная тренировка опять же на скалах заповедника, и все - меня затянуло. Пусть пока это будет моим хобби - допустим, еще пару недель; а там посмотрим!
Вот так я и съездил на Ергаки, что теперь испытываю вполне понятное для меня желание путешествовать, совершать восхождения, общаться с новыми людьми и, конечно, повысить уровень лазания, хотя месяц назад счел бы такие мысли неадекватными! Так что никогда не надо говорить "Никогда!".
Всем удачи и найти себя!
| |