Красноярские Столбы
СкалыЛюдиЗаповедникСпортСобытияМатериалыОбщениеEnglish
Rambler's Top100

Полвека моим Столбам

Майские праздники 1963 года. Я впервые на Столбах. Об этом немножко писал. Но вот подкатило пятьдесят лет событию, и потянуло на лирику и воспоминания.

Что самое важное на Столбах? Люди. Сколько их было в моей столбовской жизни! Наверное, тысяча. А может и больше. С кем-то было мимолетное соприкосновение - поднялись вместе на скалу, и почему-то вспоминается это восхождение, запало в душу. С кем-то в избе попели. С кем-то годами ходили-лазали. Кто-то стал другом. А кто-то - любовью. Многое помнится. Многое и забылось. Кроме ощущения счастья на Столбах. Целых 50 лет.

Если выложу это в сеть, может кто-то и прочтет, и вспомнит, и порадуется. И отзовется - "Я живой, я живая, помню, люблю. Вспомни и ты меня".
Вот несколько эпизодов из старого времени.

Эпизод 1-й. Май 1963.

Новосибирский университет. В параллельной группе учился красноярец. Кажется, Юра Кузнецов. И замучил нас рассказами о Столбах. Как будто нет ничего лучше на белом свете. Сагитировал - решились ехать на майские праздники. Собралась толпа 18 человек. Некоторых помню: Гена Вургафт - наш капитан, Гена Стуров, Изольда Пушкарева - очень крупная девица, пращур ее, наверное, был бомбардир.
За три дня с Евгением Ивановичем Коваленко облазили весь Центр. И Манскую Стенку прихватили. В перьевском Шкуродере Иза прочно уселась мне на плечи - и это было первое мое приключение на Столбах. А состояние мое, начиная от первых скал, можно описать одним словом - эйфория. Я попал в рай, но не знал еще, что так надолго.
Настало томление духа. Мечтал о Столбах и видел во снах. Как становилось невмоготу - на станции Сеятель, что вблизи Академгородка, влезал на крышу товарного вагона и ехал в Красноярск. Ночевал под камнями и лазал по возможности. Так продолжалось до 1965 года. В 1965-м я уехал на Крайний Север и четыре года провел на полярной станции. Мечты о Столбах давали мне силу. С 1969 я возобновил свои набеги в Красноярск. А в 1975 переселился сюда окончательно.

Эпизод 2-й. Июнь 1963.

Я еду коллектором в геологическую экспедицию от Института Геологии СО АН. Сосватал меня туда мой друг Валера Ищенко. В Красноярске мы ждем спецрейса. Самолет АН-2 должен нас забросить в Байкит для последующего нашего сплава по Подкаменной Тунгуске. В ожидании живем на "базе Микуцкого". Хозяйка базы "старая карга" (так казалось мне, молодому парнишке) Анна Васильевна Кузнецова. У нее большой дом с подворьем и сараями на Ады Лебедевой 3, который она сдает геологам, шныряющим туда-сюда по Красноярскому краю. Ждем-пождем, со дня на день, а борта все нет. А я в диком нетерпении - под боком вожделенные Столбы. На базе, кроме меня, есть еще молодые ребята: наш моторист Слава Столяров и Витя Цаплик, рабочий из другой экспедиции. Я им все уши прожужжал - Столбы, ах!
(А Валера Ищенко уже улетел на буровую в Норильск с другой оказией).

Наконец, стало известно, что в течение трех дней самолета точно не будет. Падаю в ножки начальнику экспедиции Петракову Василию Ульяновичу: отпусти на Столбы! Внял, отпустил. Дело завертелось. Погнал Славку в магазин за хлебом и кой-какими продуктами. Приходит Славка.
- Все в порядке, с девчонками договорился.
- С какими еще девчонками?!
- Да вот, с одной в очереди познакомился, склеил. Еще подружку приведет. Правда, в нагрузку брат Женька (для присмотра). Но он столбист!

Ну, Славка, ну, хват! Так и получилась компания из шести человек. Я - вождь, Женька - эксперт по Столбам. Девчонки - старшие школьницы. В юности все они хороши. Стоянку устроили на Ферме.

Выцвела фотография за полвека. Мужчины слева направо: Славка, Женя, Цаплик, я. А девчонок не помню, как звали. Кажется, Лена и Зина.

Первый день, дрова, вода, то-сё, варим обед. Мимо Фермы вниз по тропе бежит девчонка, в тельняшке. Зацепились языками, подошла к костру. Как в сказке про Теремок: иди к нам жить! Светка. Тоненькая, ладненькая - столбистка! Кадр на вес золота. Но и с ней нагрузка - брат двоюродный, Виталий. 30 лет ему - старик. Приехал в гости из другого города. Стало нас восемь. Так мы и жили на Ферме.

Цаплик, Светка, я, Зина, Лена, Женя.

Ночевали две ночи, лазили везде, где смогли. Светка, чертовка, восхитила меня своей удалью и ловкостью. Веселая и бесшабашная. Рассказывала, как в первый свой приход на Столбы залезла с подружкой Леушинским, не зная броду. Как вырезали они в честь этого на березке наверху свои инициалы. Ее буквы СБ - Света Бабенкова.
Женька играл на гитаре, пел, развлекал столбовскими байками. А лазил, как я сейчас понимаю, средненько.

На вершине Второго. Света, Слава, я, Виталий.

Спали мало. Витя и Славка ночами тискали девчонок, дело молодое. От перевозбуждения Витя Цаплик ходил с трудом. Шутя называли сопутствующую боль в яйцах - "болезнью Цаплика". Вернулись в город, грустя о Столбах.

Так нам было вместе хорошо, что в очередную бессамолетную паузу устроили вечеринку в городе. Там я робко намекнул Светке о своих чувствах.
Интересно, как сложилась ее жизнь, была ли она счастлива. Вспоминает ли этот столбовский эпизод полувековой давности?

Ау!

Эпизод 3-й. 1964

В этот приезд на Столбы я уже чувствовал себя уверенно. Где-то под скалой подобрал двух девчонок и взял над ними шефство. Поднял их на Первый (наверняка), а может быть и еще куда-нибудь. Тома Мурза и Зоя Обрезкина, томички. Ночевать пошли в Нарым, по проторенной дорожке в "барак". Убогая хатка, внутри разделенная на несколько отсеков. Шел дождь, крыша текла. Мы заняли один отсек. Нашли тряпку, высушили пол и поставили в избе палатку. На ночь накинули крюк на дверь. Заснули. Часа в два ночи кто-то начал ломиться и орать дурным голосом. Я пошел разбираться. Скинул крюк, открыл дверь и тут же получил страшный удар по лицу фонариком. (Шрам остался на всю жизнь). Сильным толчком вышвырнул пьяного налетчика. Он упал с крыльца, а я захлопнул дверь и заложился. Девочки взялись останавливать кровь и утешать героя. А меня на продолжение драки совсем не тянуло.

Позже я получил по почте письмо от Томы с изъявлением чувств, но как-то не ответил. И была еще одна фантастически-мистическая встреча. Я поехал в Томск в гости к Славке Столярову и, подходя к его дому, столкнулся нос к носу с Томой. Тома, помнишь?

Эпизод следующий

Я помню вас! Но напишу ли продолжение - не уверен :)

01.05.2013.

Экстремальный портал VVV.RU Facebook Instagram Вконтакте

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал