1948 г.
…К этому же году относятся его иллюстрация и к рукописной поэме его друга
А.Яворского, написанной в конце тридцатых и начале сороковых годов. Вся поэма
имеет введение и 36 отдельных частей, каждая из которых посвящена какому-нибудь
столбовскому камню. В каждой части в тексте проводится какая-нибудь мысль,
характеризующая так или иначе отношение автора к тому или иному столбовскому
событию. Во многих частях фигурирует и сам Каратанов, с которым автор не раз
бывал вместе на Столбах. А некоторые части даже посвящены художнику. При читке
поэмы друзья оба переживали свои прошедшие походы на столбовский Камнеград.
…Обычно друзья встречались в комнате
художника на улице Карла Маркса. В это время художник жил один. И вот вечерами
во время разговоров и воспоминаний и происходило это иллюстрирование. Это был
вообще период большого творческого напряжения художника. Одна картина следовала
за другой, как бы вытесняя друг друга. Вечером, когда зажигался свет и Каратанов
отдыхал от своих обычных ежедневных работ за чашкой чая, обычно при разговоре
рука тянулась к первому попавшему карандашу и помогала довысказыванию мысли. На
бумаге всякого формата от этого довысказывания всегда оставались следы в виде
черточек, фигурок и разного рода каракуль, порой понятные лишь самому автору.
Часто желая сказать о чем-нибудь, художник для большей убедительности также
невольно брался за карандаш и при его помощи воспроизводил то, о чем рассказывал
или что вспоминал. Видя как легко он обслуживается карандашом, автор поэмы и
предложил попробовать делать зарисовки на столбовские темы, которые могли бы
быть иллюстрациями к поэме. Предложение было принято и по вечерам, художник
делал зарисовки. Зарисовки делались пером в туши или просто свертывалась
бумажная трубка в виде растушевки и обмакивалась в тушь или чернила.
3а отъездом автора из Красноярска эта работа прервалась и уже больше не
возобновлялась, т.к. Каратанов занялся своими работами. В иллюстрациях художник
проявил большую фантазию, когда для предисловия он изображал интрузию, т.е.
извержение магмы, не дошедшее на поверхность земли. Чтобы было более реально,
иногда брались для ориентировки фотоснимки /изображение Крепости, Колоколен/. Но
самое интересное в этих иллюстрациях это, пожалуй, отображение столбовского быта
- столбизма с обязательным ассортиментом походного и стояночного инвентаря.
Интересовало всё: от обуви, котомки, опояски и до кипящего над костром котелка с
чаем. Скалы, деревья, ветки, травы, цветы, птицы, звери. Всё это находило своё
место и давало характеристику той обстановки, которую описывала поэма. Думая
вместе над этими заставками и концовками, друзья вместе с тем находили
удовольствие вспоминать дни и годы своих общих бродяжнических лет.
Художник уже не ходил на Столбы, да и вообще в природу, особенно после
падения на скользком тротуаре в гололедицу, когда он повредил себе руку, хорошо
что еще левую. Тем более воспоминания прошлого под пером становились вновь
ожившими и приятными, и он с увлечением выводил на бумаге разные атрибуты
столбизма. Забывались за работой и одиночество и тяжесть лет. Думалось о многом,
но как часто бывает, остались только мечты и начатое немногое. К слову здесь
нужно сказать, что художник почти не иллюстрировал ни одного литературного
произведения, будь то проза или поэзия и эти немногие иллюстрации к поэме были
единственной его попыткой. Правда, Каратанову в далеком прошлом приходилось
участвовать в иллюстрации сатирического журнала "Фонарь", но там были главным
образом заголовки. А что касается его иллюстраций к его же стихам в Альбоме для
внука, то здесь он был и автором и иллюстратором. Другое дело иллюстрировать
чужие мысли. Но мысли совпадали с его переживаниями, а потому и не чужды
художнику.
Еще одна тема занимала художника в этот же год и ей он отдал много своего и
труда и времени. Это тема, посвященная затаенной таежной избушке, которые так
любил автор встречать во время своих скитаний по тайге. Избушка - это таёжный
уют. Это неотъемлемая спутница в долгих и тяжелых переходах, это радость
отдохновения уставшего путника, его защита от непогоды и холода. А.Яворский ГАКК, ф.2120, оп.1., д.14 А.Л.Яворский. 1948 г. Автор: Яворский Александр Леопольдович Владелец: Государственный архив Красноярского края Предоставлено: Государственный архив Красноярского края Собрание: А.Л.Яворский. ГАКК |
|
Facebook Instagram Вконтакте | Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов. |