Мансарда
Пора наконец и рассказать о мансарде Каратановского двора по Новокузнечной
улице. Здесь в этой самой мансарде протекало время художника Каратанова и
его столбовских друзей. О самом здании было уже достаточно сказано. Теперь
опишем большую комнату мансарды, выходящую на балкон и протоку р.Енисея, которую
именовали Посадной от находящегося на ней острова Посадного. Вторая комнатка,
выходящая во двор, с русской печью всегда сдавалась кому-нибудь и под названием
Мансарда и не числилась. Таким образом, под словом Мансарда в узком смысле
понималась именно большая комната, принадлежащая художнику Каратанову. Но
собственность эта у Каратанова была относительная, кто только не владел ею и
меньше всего сам художник.
Стены почти всегда голые или в
редком случае некоторое время на одной из них висит какой-нибудь этюд, только
что сделанный во время предыдущего похода на Столбы или куда-нибудь в другое
место красноярских окрестностей. Стол, кровать и несколько табуреток. Вот и вся
мебель. Можно подумать, что кровать принадлежит художнику и он на ней спит. Нет,
он ночует у своих родителей внизу. А на кровати, кто только не спит из
приходящих, кого застала ночь в мансарде. Кто же посетители мансарды?
Я познакомился с художником в 1905 году и с тех пор бывал в мансарде
почти ежедневно как зимой, так и летом, за исключением наших общих хождений в
природу. А с 1910 года только летами, так как зимой я учился в университете и
уезжал из Красноярска в Киев. С весной я снова появлялся в Красноярске и
жил до осени, когда снова уезжал в Киев. Приезжал я прямо в мансарду,
а иногда и уезжал из нее же. Опишу мансарду времени 1907-1912 годов.
Старая Каратановская компания,
унаследованная на Столбах еще от первых Чернышевско-Сусловских времен, распалась
после 1905 шумного для Красноярска года. Временно от нее остались только сосед
по усадьбам Надольский, Григорий Трегубов и Михаил Масленников. В компанию по
Столбам влились новые молодые люди: железнодорожные техники: Морозов Василий,
Гидлевский Кенсарин, Оревков Андрей; железнодорожные конторщики: Чеканинский
Иннокентий, Тулунин Авенир, я – гимназист, а затем студент Яворский Александр,
землемер Николай Жилин. Вот эта-то столбовская компания и была завсегдатаем
Каратановской мансарды. Сюда приходили с работы и отсюда часто выходили на
работу. Иногда приходили свериться жив ли такой-то, уже два-три дня не
показывавшийся дома. Удостоверившись, уходили на прощанье покачав головой и
сказав: «Ну-ну». А привлекала мансарда всех своей абсолютной непринужденностью,
простотой отношений и разговорами о бывших походах в природу и о будущих
вот-вот предстоящих в ближайшую субботу. Около выходящей из другой комнаты
русской печи стояла железная печка, в которой неугасимо горели дрова и без конца
кипятился чайник. Чай заваривал сам Каратанов, редко доверяя кому другому, разве
Михаилу Маслаю. Над столом на крючке висели сушки наздеванные на лыковую
веревочку. На столе горкой насыпан сахар. А чего еще? Остальное — разговоры и
веселье молодежи всегда были приложением к этому всенеобходимейшему чаю. И пили
его так много, что посторонние, случайно попавшие в мансарду, разводили руками и
с удивленьем спрашивали: «Да во что это вы пьете так много?» Если не было
почему-либо дров и замолкала неутомимая железка, Маслай зажигал сорокалинейную
лампу-молнию с круглым фитилем и начиналось соревнование, кто выдержит над ней
полный чайник с водой пока он не закипит. Чаще всего одерживал победу Маслай.
Если не хватало хлеба или сушек тот, у кого находились деньги в кармане, бежал в
лавку и покупал и снова начинался чай.
А в квартале лавок было три. На одном
углу торговала дочь жандарма Сусанка, на другом еврейка Хайка и в заборе
сделал себе лавочку бородатый старик, которого ребятишки окрестили
Пауком-Мизгирем. Если закрыта одна, бежали к другой или к третьему и всегда хлеб
и сахар к чаю был. Об искусстве не говорили, так как многие ничего в нем не
понимали. Было другое развлечение, около которого можно сказать
ломались копья. Как-то все мы пошли в только что приехавший цирк
Стрепетова. Он был на бывшей театральной площади и в нем шла борьба. Выступали
помню Липанин, Милос-Аренский, японец Саракики и др. борцы. Мы все так
заразились этой борьбой, что, придя в мансарду, решили устроить здесь свою
труппу борцов и устроили. От нашей борьбы не только у нас, но и внизу у
Каратановских родителей все падало из шкафов, т.к. дом был и тогда уже в пожилом
и даже преклонном возрасте. Обычно в самый разгар борьбы из низу приходил
Иннокентий Иванович и долго смотрел на борьбу. Опытный арбитр Чика /Чеканинский/
торжественно пояснял, что борются в среднем весе Венка Тулунин и Васька Морозов.
Долго стоял Каратановский папаша и наконец покачав головой уходил к себе вниз,
сообщая Павле Николаевне: «Ребята там борются». Русско-французская борьба вскоре
перешла в японскую борьбу джиу-джицу, для которой Каратановым был начерчен на
полу круг и выкрашен масляной краской. За этот круг нельзя было
выходить, а браться только за руку противника между локтей и кистью.
Эта зараза борьбы не оставляла нас в течении почти целого года. Дело дошло
до того, что когда кто-нибудь начинал засыпать, на него накидывались с
криком: «Реванш» и не давали заснуть. Но сон все же брал свое и уж если
засыпали, то мертвецким сном. Гудок ПВРЗ будил наиболее чуткого, а он под
«Реванш» остальных, и никто на работу не опаздывал. Наконец борьба надоела и ее
бросили. Самое деятельное участие во всех этих номерах принимал и сам художник -
от раскраски круга до фактической борьбы.
До 1909 года мансарда представляла из себя Запорожскую сечь, т.к.
женщин в ней не было. В этом году мужская вторая Каратановская компания
превратилась в смешанную и волей неволей пришлось распроститься со своей
вольницей и подумать о другой половине пола и, конечно, сменить характер наших
обычных развлечений.
Влившимися в компанию женщинами оказались сестры и их подруги, почти все
гимназистки. Кроме того из Петербурга приехали две семьи Климовых и
Харьковцев. Составилась компания с хорошими сильными голосами и наш хор
стал считаться лучшим на Столбах по старинным песням. Встал вопрос о приглашении
наших девиц в мансарду так их интриговавшую. Надо было как-то показать свое лицо
в более привлекательном виде и во всяком случае очистить Авгиевы конюшни.
Несколько дней шла коллективная приборка мансарды от побелки и до приборки
стола, что было самым трудным. Раньше чего только не было на столе. Пить чай
было не так просто. Сначала надо было рукой сдвинуть с края к середке всё
нагромождение продуктов и пр., чтобы поставить чашку. Но тогда
что-то обязательно падало с другой стороны. Чтобы выйти из этого положения мы
обычно все сразу двигали с краев в середку, отчего на середине стола делалась
большая гора, в которой было все: от махорки до колбасы и сахара. Теперь,
чтобы навести порядок, мы придумали повбивать в потолок побольше гвоздей и
многое из угощений разместить в таком висячем положении, что и сделали. Прием
наших девиц прошел с большим успехом и, как говорится, мы в грязь лицом не
ударили. Так произошло перерождение парнишеского общества в мансарде. Девицы
были в мансарде всего два раза, т.к. по окончании гимназии они
разъехались по деревням как школьные учительницы.
Чего только не бывало в этой мансарде. Однажды каким-то путем появился старый
приятель Каратанова, которого почему-то кто то прозвал Бенжаменом. Это был
слабый мужчинка с тихим голоском, насилу выдавливающий из себя слова. Окончил он
три факультета, женился и спился. Нам всем его было жалко. Мы любили его
слушать. Он много знал, но слушать его было тяжело, т.к. он
медленно тянул фразу и чуть не плакал, когда не было водки. Приходила его жена,
хорошая любящая женщина и увозила его, а назавтра он снова приходил, и мы его,
упавшего как пушинку, брали с пола и укладывали на кровать. Возможно, что
он пил от своего физического бессилия. Вскоре он исчез.
Некоторое время во дворе у Каратаковых жил Никита-горшечник, начитавшийся
Шопенгауера, вступавший в бесконечный спор с Каратановым.
Иногда, особенно летом, заходил архирейский секретарь Вениамин Быстров. Это
силач с естественной природной силой, которую он не знал куда девать. После
работы он в зависимости от сезона брал сани или тележку и ехал по знакомым,
предлагая поколоть дрова. Зная его силу, ему оставляли суковатые или свилявые
дрова, и он их колол, применяя колун, клин и прочее, что у него было с собой в
повозке. Кто только не приходил в мансарду к Каратанову, чтобы пожить ее вольной
жизнью, поговорить с художником.
Когда в мансарду заходили художники,
друзья Каратанова: Чернышев, Попов, Любимов, Шестаков, тогда говорили и об
искусстве, том высоком искусстве, которое пока не всем доступно, а для кое-кого
оказалось мачехой. Пожалуй, больше всего разговоры об
искусстве были между Каратановым и Чернышевым. Последний очень ценил
Каратановские этюды и покупал их с выставок.
Не однажды в стенах мансарды появлялись какие-то личности нам незнакомые, с
которыми Каратанов о чем-то разговаривал, куда-то с ними уходил, а
при нашем вопросе: «Кто такой?» обычно говорил, отмахиваясь рукой:
«А, это один знакомый». Мы так привыкли не спрашивать нашего
старшего товарища, что этих слов было достаточно, чтобы не допытываться об
этих нам незнакомых людях. Тем более что они никакого отношения к мансарде
и к Столбам не имели. К тому же большим любопытством мы не обладали.
Однажды я пришел в мансарду прямо из
гимназии с книжками под мышкой и увидел удивительное, необычное зрелище. Наш
Каратаныч, Мишка Маслай и какой-то бородатый незнакомый человек сидели за столом
и, отодвинув настольное нагромождение в сторону, играли в самые настоящие карты.
Что такое? в мансарде карты? Да этого никогда не бывало. Вскоре пришли и
обычные посетители того времени. Каратанов что-то им сказал на ухо. Кроме трех
первоначальных игроков все куда-то ушли, быстро возвратились и засели за
карты. Оказывается, наш старший друг послал их домой за деньгами. Теперь
за столом сидело уже около десяти человек и все были заинтересованы в этой
карточной игре. Появились несколько бутылок с вином. Тогда нам с Кенсарином было
предложено изображать хозяев и в тоже время лакеев для играющей публики. Быстро
был сварен чай и хотя на столе было тесно для играющих и для посуды, пиршество
продолжалось, как и картежная игра. Мы с Кенсарином стали взимать по
пятаку с каждого банка в фонд питания. Игра продолжалась всю ночь до
рассвета, и мы начали уже понимать ее смысл. Каратанов был безсеребренник и
другие товарищи тоже не имели свободных денег. Значит здесь какая-то мобилизация
средств через игру. Так оно и оказалось. Больше всего скопление было
в кассе у нас с Кенсарином. Перед рассветом игра кончилась. Каратанов и
незнакомый нам гость куда-то исчезли. Оказалось, что кто-то, заходивший в
мансарду, купил билет на железнодорожный поезд, а Каратанов с переодетым гостем
поспешили затемно на вокзал и гость, оказавшийся беглецом из Туруханской ссылки,
удачно сел на поезд с билетом дальнего следования. В результате из столбовского
инвентаре не хватило чьих-то более новых брюк и еще чего-то, а снятая гостем
одежда осталась в нашу пользу взамен.
В конце вечера Каратанов уже не играл и
куда-то ушел на некоторое время, а затем он снова появился в мансарде. Видимо,
он готовил гостю паспорт. Не даром в дневнике художника есть одно место, где он
говорит: «С 1904 по 1917 занимался подделкой паспортов для
политических и рисованием карикатур».
Говорят, что такие побеги из Туруханска через мансарду были не раз и
карточная игра с выпивкой в случае налета жандармерии показалась бы блюстителям
порядка совсем невинной вещью, ведь пили многие и многие играли в азартные игры
на деньги. Эти занятия по представлению власть имущих отвлекали мысли от высоких
материй и, конечно, от политики. Недаром игорные дома санкционировались.
Конечно, спать в ту ночь никому не
пришлось. Но разве бессонная ночь в те годы означала усталость и
недомогание? Конечно, нет. Не спали и по две ночи на Столбах, зато придя домой
спали мертвецки. Молодость! молодость! Где ты с твоей силой и азартом жизни?
Как же реагировали на наши шумные затеи окружающие, не причастные к
мансардным деяниям. Родители нашего друга имели спальню не под мансардой и,
видимо, спали себе спокойно, да кроме того это же Митя, а ему все позволено
любящими родителями, а раз ему, значит и его друзьям. Тем более что
фамилии некоторых друзей были Яворский, Гидлевский, Чеканинский и напоминали
Павле Николаевне что-то польское. А Кенсарин Гидлевский тем более был сыном
польского повстанца. А Иннокентий Иванович, глядя на нас, вспоминал свою не
менее буйную молодость, когда он был во всей своей силе, которой у него было
хоть отбавляй. Другое дело как чувствовали себя квартиранты маленькой соседней
комнатки с русской печкой? Им мы давали полный отдых в субботу после ухода на
Столбы, воскресенье и все утра недели до семи часов вечера и они мирились с нами
и даже хорошо относились ко всем «деятелям» столбизма.
Соседняя с мансардой кладовка, никогда никем не запираемая ни на какой замок,
была настоящей барахолкой и отличалась от последней тем, что там был какой-то
порядок, чем не могла похвастать мансардная кладовая. Чего здесь не было и всё
было в хаотическом беспорядке, который почему-то назывался художественным. Штаны
и рубахи всех сортов цвета, цельности, шапки, шляпы, одноряди, азямы, кули и
опояски. Всё это было кем-то из нас принесено и служило основным запасным фондом
для всех желающих кому чего не доставало. А назывался этот фонд столбовским
хламом. Особенно же много было всякой обуви и как это все годилось в походах и
спасало неимущих.
Казалось бы, в такой обстановке Каратанову не было никакой возможности
заниматься искусством. Но это не так. У него было свободное утро и часть
дня, когда другие были на своих работах и он за счет этого времени все же
успевал что-то порисовать и написать. Если это было летом, весной и осенью и он
не был в природе, он мог здесь же на берегу написать этюд берега с Посадным
островом на заднем плане или Такмаком, что он не раз и делал. Он был свободным
художником, т.е. нигде не работал постоянно и не был связан с ежедневным
посещением своей службы. Но постоянное безденежье заставляло его брать разного
рода заказы и выполнять не всегда интересную работу, а сидеть на шее
престарелого отца он не хотел. К тому же у него была дочь, и он брал любую
работу, чтобы иметь средства.
Начиная с 1912 года эта молодежная /третья Каратановская/ Столбовская
компания стала распадаться. Временно затихла мансарда. Кто женился, кто вышел
замуж, уехал, взят в солдаты и даже помер, как Михаил Маслай. Жизнь ведь всегда
в период возмужалости разводит людей по тем путям, которыми они идут уже иногда
до своего конечного пункта. Кому что!
А.Яворский
ГАКК, ф.2120, оп.1., д.12
 
А.Л.Яворский. Мансарда
Автор: Яворский Александр Леопольдович
Владелец: Государственный архив Красноярского края
Предоставлено: Государственный архив Красноярского края
Собрание: А.Л.Яворский. ГАКК
| |