![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Устюговская стоянка на Большом Такмаке
Павел Прокопьевич родился в 1871 году. Окончив учительскую семинарию в г.Красноярске в 1891 году, он два года проучительствовал в селе Покровка Ачинского уезда, откуда был назначен учителем на Абаканский железоделательный завод (ныне Абаза). В 1909 году П.П. был учителем 2-классного училища в Теси Минусинского уезда на р.Тубе, где и пробыл два года. В 1911 году он приехал в Красноярск. Здесь в городе он преподавал в 1-м народном училище (где теперь помещается гостиница «Енисей»). С 1911 года П.П. безвыездно жил в г.Красноярске, все время работая педагогом. Имея за спиной солидный педагогический стаж в 34 года, он в 1925 году уходит на пенсию. Живописные окрестности Красноярска сразу же остановили на себе внимание Устюгова. Еще живя в других местах края, учитель любил уходить в природу, где любовался красивыми видами сибирской природы, а также интересовался всем происходящим в этой дикой природе. Он всегда старался разгадать непонятные ему явления, рассмотреть попадавшиеся на пути объекты из животного мира или растения, разглядеть камень. Эту любознательность к природе еще в семинарии прививал своим ученикам известный в Красноярске директор семинарии Иван Тимофеевич Савенков. Преподаватель-натуралист он впервые ввел в практику преподавания экскурсии в живую природу и всеми средствами заставлял учеников интересоваться этой природой, особенно он любил камни и от него его бывший ученик П.П.Устюгов почерпнул эту любознательность и способность наблюдать.
На Шелонин бык пришли для прогулки из города трое гимназистов и расположились тоже вблизи утеса. Затем они полезли на бык. Вскоре двое из них вернулись к берегу и стали ждать задержавшегося третьего товарища, но он долго не приходил. Пришлось идти искать, но поиски были безрезультатными. Дело дошло до следственных органов, и на Шелонином быке появились полицейские. Продолжались розыски, но тоже безрезультатные, видимо, этот третий упал с утеса в Енисей, т.е. в полном смысле «как в воду канул». Искали целую неделю. Взяли под подозрение двух гимназистов, Устюгова и всех проживавших вблизи заимочников и рыбаков. Все это произвело на П.П. тяжелое впечатление, и он перестал посещать Шелонин бык. Было нарушено то спокойствие духа, которым так дорожил на отдыхе скромный учитель. Теперь Устюгов обратил свои взоры в другую сторону, и он пошел из Базаихи на Такмак, который так заманчиво смотрел с вершины хребта на Енисей и прилегающие к нему берега. Отсюда из Базаихи он напоминал великана, выглядывающего из-за леса в своем остроконечном шлеме. Из Базаихи Устюгов поднялся по логу, что шел от второй мельницы и, медленно продвигаясь, вышел в седло.
Прямо перед пораженным пришельцем из пади по ту сторону Моховой выходит каменистый конус хребта с причудливой кучкой камней на вершине. Это Воробышки. А там, в хребтах среди тайги все камни и камни. Сколько их? И как все красиво, величественно. Невольно вспомнились слова иркутского поэта-сибиряка Федорова (Омулевского): «Необозримая лежишь ты предо
мною И как это все близко и доступно. Нет, сюда, только сюда. Сразу чувство камня с его героическим пейзажем захватило в плен восторженного Павла Прокопьевича, и он решил поселиться именно здесь, у Такмака. Пошли знакомства с самим Такмаком, они подтвердили правильность выбора места отдохновения. Выбирать место для стоянки долго не пришлось. Площадка между 2-й и 3-й вершинами Такмака оказалась как нельзя быть лучшей, и Павел Прокопьевич остановился на ней. И вот учитель на отдыхе на своей новой стоянке. Оставленная им на стене площадки надпись о годах посещения Такмака сама говорит за себя, вот она: П.Устюгов В Такмаковской стоянке были свои недостатки и свои достоинства. Воду приходилось доставлять на площадку из ключа, что вытекал посредине лога по ходу на Такмак с Базаихи. Вторым недостатков было большое количество змей. Нагруженный до отказа всем необходимым и захватив воду, Павел Прокопьевич с остановками все же добирался до своей стоянки. Он предпочитал безводный Такмак всем другим местам с обильной водой. Чтобы созерцать красоту с вершины, надо ее достичь. И он достигал ее. Ладил он и с коварными змеями, в некоторые годы довольно многочисленными даже на сравнительно высокой площадке Такмака. Откуда только они брались? Материал для костра вначале поселения валялся всюду. Такмак почти не был освоен человеком и только некоторые, особые любители посещали площадку и некоторые вершины. Что же касается большинства посетителей, особенно базайских дачников, то эти последние, поднявшись логом в седло, шли прежде всего к «Дивану Такмака», да чаще всего на этом и кончалось их посещение Такмака. Этим же ложком, а он назывался Семеновым ложком, они возвращались назад в Базаиху. Все же, предвидя в конечном счете недостаток в топливе на площадке Такмака, Павел Прокопьевич вскоре стал экономить топливо и ночами не жег большого костра. Ниша вполне защищала от дождя, особенно если дождь шел с юго-запада, а это правило почти никогда не нарушалось небесной канцелярией.
Он рисовал, записывал свои мысли, читал и без конца наслаждался прекрасными видами Моховой и ее сказочных гор. Напротив стоянки за 3-й вершиной по ту сторону Моховой, высоко на хребте стоит Ермак и если смотреть с «барьерчика», что окаймляет площадку с северо-запада, Ермак тут как тут перед тобой, а ниже, глубоко в падь идет неприступное подножие всего Такмака, и где-то там незаметно переходит в долину. В саком низу в долине, чуть ниже Такмаковского угла, где Моховая прорывается через самое узкое место, когда-то были чудесные камни «Кызямы». Сейчас их уже нет, их взорвали и постепенно вывезли на разные стройки города. Одиноко стоят штабеля их осколков. А вон и избушка, свидетельница работ каменотесов у остатков «Кызям», она полуразвалилась и служит приютом забредших в Моховую любителей природы. Недалеко от основания Такмака видны с откосов отдельные камни, их пробуют рвать порогом своего изобретения каменотесы-базайцы Мухин и Рутковский. При каждом взрыве сердце у Такмаковского отшельника сжимается. Неужели дойдут и до Такмака? Нет. Этого не может быть. Взорвать такую красоту. Нет. Этого не будет. И мысленно Павел Прокопьевич встает на защиту Такмака от человека-варвара, человека, не понимающего, что такое эта красота природы, это «безмолвное величие». Справа видна «Китайская стенка», она зигзагами сбегает с хребта и тем напоминает Великую Китайскую стену. Павел Прокопьевич почти одухотворяет природу. Он ей почти поклоняется. Вот одна из его надписей белой краской, написанная наискось над козырьком его жилища: «Тебе, о Дух Могучий, П.Устюгов, 19 17/YII-17 г. Любовь к природе неустанно тянула Павла Прокопьевича на Такмак, и он уходил сюда при первой же возможности и жил здесь на площадке целыми неделями и даже заживался и на более долгий срок. Выше стоянки на стене имеется объяснение его в любви к природе, которую он называет матерью:
Это перефразировка стихотворения Некрасова, посвященная памяти Добролюбова: «Природа-мать. Когда б таких
людей Много таскал на своей спине всякой провизии во время заходов из города на Такмак П.П., а свой убогий скарб при уходе прятал в камнях. К нему, когда это было можно, приходили родственники: жена и дети (два сына и дочь). Они заносили ему питание и, конечно, с избытком воду. Помогали занести снизу материал для костра. Приходили и хорошие знакомые, особенно Иванов и Миронов - тоже большие любители побродить по красивым местам. Когда Устюгов оставался вновь один после шумного выходного дня, он вновь ощущал в себе какое-то особое всепримиряющее чувство покоя. Покоя, как отдыха от сутолоки города, толпы, говора. Снова кругом задумчивые молчаливые хребты, густо поросшие тайгой с причудливыми скалами на их вершинах. Как будто круг каменных богатырей собрался над Моховой, и он один, маленький человечек, сидит здесь на плече одного из них, большого богатыря Такмака. Как хорошо, потому что тихо и в этой тишине тоже своя радость жизни.
Вот еще одна надпись, тоже белой краской, на скале против стоянки. Она уже почти стерлась от времени, но и в этом неполном состоянии она хорошо характеризует чувства такмаковского отшельника: «Мне здесь не страшно и не скучно. Таковым был самородок-философ, поселившийся на площадке Такмака».
Таким образом, на Большом Такмаке Устюгов, согласно его записям, прожил с 1915 по 1924 год. Но, живя на Малом Такмаке, он все же посещал Большой, свою старую стоянку - нишу и, видимо, одно из последних посещений его было согласно той же записи в 1928 году. К сегодняшнему году (1958) надписи значительно пострадали и часть трудно восстановить. Кто-то пробовал реставрировать надпись «Мне здесь не страшно...» Это видно по вновь внесенной кистью светлой охре в слове «Муза». Придет время и память о короле Такмака уйдет в лету. Чтобы этого не случилось, я и написал эти немногие строки о жизни П.П.Устюгова на Большом Такмаке. Пусть сохранится в потомстве что-то об этом интересном скромном труженике на ниве народной. Может быть, прочтя это немногое, кто-нибудь, когда-нибудь и задумается над этим «Величием природы» и, придя на Такмак к бывшей стоянке Павла Прокопьевича, вспомнит и его.
ГАКК, ф.2120, оп.1., д.6 А.Л.Яворский. Устюговская стоянка на Большом Такмаке Автор: Яворский Александр Леопольдович Владелец: Государственный архив Красноярского края Предоставлено: Государственный архив Красноярского края Собрание: А.Л.Яворский. ГАКК |
|
Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов. | |