Красноярские Столбы

"Столбист" № 7 (31)

СКОРБНАЯ ДАТА

Под лавиной

10 лет назад, 13 июля 1990 года на склоне пика Ленина под ледово-снежным обвалом погибли 43 альпиниста. Ленинградцы: Трощиненко, Щедрин, Адамский, Мотрий, Крутов, Русяев, Калюкин, Кислов, Канаев, Шевченко, Рыбаков, Салма, Бураго, Цекоев, Чарнасов, Никаноров, Набоков, Белых, Иванов, Зуев, Цветков, Голубев, Еремина. Чимкент: Марчук. Чехословакия: Дабил, Алеин, Стефано, Сибек, Пэрдош, Шишку. Израиль: Бельяцин, Яков, Гибриж, Альберто. Испания: Рока. Швейцария: Мари Шерих, Фил Шерих. Дубна: Кузьмин, Обышев, Мойсенко. Германия: Хайнд, Швард, Лемман

Вспоминает руководитель команды "Енисей" Николай Захаров:

Красноярцы под пик Ленина приехали большим сбором, около 30 человек. Мне пришлось отлучиться в Ош для закупки продуктов. Когда 12 июля я вернулся в базовый лагерь, все наши уже поднялись до Раздельной (6100). Утром 13-го и я "рванул" наверх. К обеду поднялся на 5200. Здесь на «Сковороде», на огромном фирновом плато, все было таким по-домашнему уютным и спокойным. Снежные склоны пика Ленина казались далекими. Следы схода мелких лавин были, но они прерывались сразу под склоном. Стояло штук 20 палаток и в том числе две наших. Забравшись в одну из них, напившись чаю, заснул, чтобы набравшись сил, назавтра сходить до Раздельной. Было около двух часов дня. Я не чувствовал никакой тревоги. Часа в 4 меня разбудили голоса наших парней. Ребята спускались на отдых в базовый лагерь. Снова попытался заснуть, но сон не шел. Походил между палаток, и не обнаружил ни одной русской души, с кем можно было бы поговорить. Потом представил, как мои друзья вечерком напарившись в бане, будут пить пиво, решил, что и такой акклиматизации мне достаточно. Через 30 минут я уже шагал вниз по тропе.

Встретил колонну питерцев. Многих я знал, со всеми поздоровался за руку. Они поднимались на 5200... А через четыре часа этот лагерь перестал существовать…

Вот как описывает ход поисковых работ руководитель спасательного отряда альпинистской базы "Дугоб"» на п. Ленина красноярец Владимир Дюков.

В "Дугобу" сигнал по линии КСП пришел лишь 15 июля! В практике альпинизма есть случаи, когда люди жили под лавиной или в ледовой трещине сутки, но чтобы двое… Состояние шоковое: в неразберихе по рации передали, что погибли сборы Ленинграда и Красноярска… Утром на вертолете вылетело 13 человек. Все – работники альпбазы, имеющие акклиматизацию в текущем сезоне. Приземлились на высоте 3400. Дальше нас должен был забросить вертолет МАЛа, но его начальник Бобров сказал, что у них в лагере света нет и это его волнует больше, чем спасработы. Вертолетом таджикского авиаотряда удалось забросить грузы на высоту 4200 – у экипажа не было опыта работы в горах, поэтому нам пришлось добираться пешком. Бросалось в глаза отсутствие организации спасательных работ, неверная информация. На 16 июля не было списка погибших.

Надо отметить, что первыми искать альпинистов попавших в беду, стали участники красноярских сборов, т. к. они находились ближе всех к месту трагедии. Впоследствии в поисковых работах было задействовано более ста спортсменов из Находки, Узбекистана, Казахстана, Москвы...

Под гигантской массой снега удалось найти тела трех альпинистов: Наташи Марчук, чеха и испанца. На вертолете они были отправлены в Ош. Но два тела – Наташи и испанца – были снова доставлены на ледник: в Оше не нашлось холодильника! Мы все были шокированы: как можно так обращаться с погибшими. Кроме того, их с таким трудом и риском откопали. Удивили мы иностранных спасателей и тем, что у нас "трупные" мешки могут быть многократного использования. К слову, техника, которую привезли израильские специалисты оказалась бесполезной: приборы реагировали только на живую биомассу, а помощь пришла слишком поздно. Через несколько дней, убедившись в безнадежности дальнейших поисков, зарубежные альпинисты вновь продолжили восхождения: валюта уже заплачена – право на восхождение куплено. Дней через 8 прилетел из Ленинграда экстрасенс Мартынов и показал на схеме где и на какой глубине лежат все тела. Но это не подтвердилось.

Чудом можно назвать спасение от верной гибели двух альпинистов – ленинградца Алексея Кореня и чеха Мирослава Борзмана. От ударной волны Алексей пролетел около 400 метров по горизонтали (по площадке на которой стоял лагерь) и, долетев до края ледопада, упал вниз на 60 метров. В снег. Удачно. Рядом оказался и чех. Живой. Поскольку обоих выкинуло из спальных мешков, ребята были легко одеты, а из обуви… одни носки. Нашли порванную палатку. Ночь пересидели. На следующий день двое заново рожденных спустились до нижней ступени ледопада, преодолев по высоте около 700 метров. И это почти босиком! Встретившие их спасатели, к удивлению своему, обнаружили, что у альпинистов нет обморожений!

Из воспоминаний Мирослава Борзмана (22 года): "Мы уже поужинали и готовились ко сну. Настроение у всех было отличное, несмотря на неважную погоду, как вдруг услышали странный звук, немного похожий на шум летящего самолета. Один из наших парней вылез из палатки осмотреться. Вернулся и сказал, что где-то, очень далеко, сходит лавина. То были наши последние мгновенья. Потом все случилось. Меня вышвырнуло из палатки и закрутило. Сколько продолжалась эта ледовая мясорубка – не помню. То ли секунды, то ли вечность. Я очнулся по пояс в снегу, совершенно раздетый.

Как я обрадовался, когда заметил невдалеке живого человека! Это был Алеша Корень. Всю ночь мы сидели рядом, а утром поползли вниз. Был туман, и путь разобрать было почти невозможно. Лишь к вечеру нас нашли ребята".

На вопрос пойдет ли он еще в горы, ответил: "В этом году вряд ли. Ну а в следующем сезоне – обязательно".

А вот мнение другого "счастливчика" – Алексея Кореня, опытного альпиниста, не раз поднимавшегося на пик Ленина и другие памирские семитысячники: "Предсказать исход лавины было невозможно. То была судьба, рок – назовите, как хотите. Увы, альпинист должен быть готов и к такому".

Материал подготовила Ю.Б.

Фото – 13.07.1990. в 20 часов 30 минут по местному времени (по Москве в 18.30) на высотный лагерь "5200" обрушился снежно-ледовый сброс. Размер лавины: 1 км х 1,5 км

Под лавиной

Автор: Захаров Николай Николаевич

Владелец: Бурмак Ульяна Викторовна

Предоставлено: Бурмак Ульяна Викторовна

Собрание: Вестник Столбист

Люди

Дюков Владимир Борисович (Красный Дюк, Дюйвол)

Захаров Николай Николаевич (Захар)

Экстремальный портал VVV.RU Facebook Instagram Вконтакте

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал