Красноярские Столбы
СкалыЛюдиЗаповедникСпортСобытияМатериалыОбщениеEnglish

"Столбист" № 7

Наши на Эвересте

Наша экспедиция, подготовленная в рекордно короткие сроки, всего за три месяца, включала в себя 23 человека. Состав экспедиции формировался по принципу: "кто найдет средства", хотя костяк команды, более 10 человек, составляли альпинисты, ранее ходившие вместе в Гималаях. Идея восхождения на Эверест весной этого года по Северному гребню красноярской команды родилась и оформилась давно, но, после встречи с Седоусовым и Першиным, мы решили объединиться и привлечь команду Петербурга для удешевления проекта и облегчения работы на маршруте (как мы считали тогда).

К 21 марта, дню вылета и Москвы, в состав экспедиции входили: 6 красноярцев (к альпинистам присоединился художник Сергей Бастин), 5 свердловчан (в их числе врач), 4 питерца, 2 эстонца, 1 грузин. В последний момент к нам попросились А. Мошников с двумя иностранцами, а также С. Арсентьев со своей женой Френкой (США). Пятеро последних объявили о своих намерениях совершить восхождения отдельно, независимо от нас, пользуясь нашим разрешением. Поэтому, наше восхождение не являлось восхождением сборной команды России, как сообщалось в прессе, а уровень подготовки участников был настолько различен, что породило множество проблем, стоивших восхождения многим сильным альпинистам.

Выехав 28 марта из Катманду, мы, проехав границу с Китаем, 2 апреля уже разбили базовый лагерь под языком ледника Ронгбук на высоте 5200 м. 6 апреля, с караваном яков тронулись в путь – за два дня преодолев 25 км, достигли высоты 6300 м и 8 апреля, разбили передовой базовый лагерь непосредственно вблизи от начала маршрута. Кроме нас здесь только словаки – очень сильные альпинисты. Они приехали на 7 дней раньше нас и уже начали обработку ледовой стены на Северное седло. 9 апреля мы закончили обработку и вышли на Северное седло (7000 м). Работали: пятеро красноярцев, два свердловчанина, два питерца. Затем спуск в базовый лагерь, три дня отдыха и 14 апреля стартуем вновь. 16 апреля поставили на Северном седле три палатки и на следующий день обработали и навешали веревки до высоты 7400 м. Еще одна ночевка на Северном седле и 18 апреля заканчиваем обработку снежного гребня до высоты 7500. Заболел Саша Кузнецов, ему пришлось спускаться вниз. 19 апреля весь состав собрался в базовом лагере, где и провели 4 дня. 24 апреля третий выход, погода еще хорошая, хотя над Эверестом появились мощные снежные флаги – дует сильный ветер. Выход в принципе решающий. Нужно поднять огромное количество груза, в том числе кислород, и установить лагеря на высоте 7800 и 8300 м. Такой план можно выполнить, если будут работать все члены экспедиции.

Перед самым выходом врач Бычковский ставит диагноз Кузнецову – пневмония. Отправляем Сашу лечиться в Катманду, а сами наверх. Ночуем в трех палатках, нас 12 человек, а наши иностранные участники в обработке не участвуют – в основном болеют. Нагружаемся до предела (рюкзаки не менее 20 кг), выходим, но только начинаем огибать скальный гребень, прикрывающий палатки, как сразу ледяной ветер начинает нас валить с ног; начинаем что-то кричать друг другу, но только открываешь рот и ветер разрывает пасть – говорить невозможно. Отступаем. Посовещавшись, вниз уходят питерцы, затем пообещав, что вернутся завтра, уходят и свердловчане. Но ведь это последний выход перед штурмом, а мы еще только на 7500 и у нас ничего не заброшено! Остаемся на еще одну ночь втроем: Петя, Костя и я. Ночь провели неплохо, хотя ветер рвал палатку до утра. Так закончился мой день рождения (29 апреля).

Наутро загрузились и в путь. Маршрут проходит по некрутым скалам, между ними снег, дует ледяной ветерок с запада. Идем медленно – очень тяжелые рюкзаки. Поднялись до 7700 м, здесь ставим лагерь, но палатки, чтобы не порвал ветер, закапываем в снег. Мы занесли: 2 палатки, 9 кислородных баллонов, 3 маски и редуктора, газовые баллоны, горелки, продукты и 3 спальных мешка. Всего более 60 кг. Неплохо, но с нагрузкой явно переборщили. Я надышался холодным воздухом – начался сильный кашель, горло болит. Спускаемся на 6300 и узнаем, что свердловчане ушли в базовый лагерь. В 9 вечера мы тоже там, стол уже накрыт, празднуем мой день рождения. Поздравления, подарки, даже выпить дали. 2 мая спускаемся в тибетскую деревню на высоту 4200 м – отдохнуть. 6 мая вверх уходят свердловчане - теперь их очередь идти первой группой. Их цель поставить лагерь 8300 и восхождение. 8 мая уходим и мы. На ночевке 5800 я понял, что заболел. Врач послушал легкие и произнеся: "махровый бронхит" погнал меня вниз – лечиться. В это время на верху уже вторую неделю были только две погоды: либо дул ураганный ветер, либо шел снег.

Словаки и китайцы сделали попытку восхождения (6 мая), но безуспешно, а китайцы еще и сильно поморозились. В передовой базовый лагерь выдвинулись питерцы, а также наши иностранные товарищи. 10 мая спустились вниз свердловчане, так и не выйдя на восхождение из-за сильного ветра. Наша группа вместе с Седоусовым осталась в передовом лагере и 13 мая, поняв, что все равно кому-то нужно идти вперед, ставить штурмовой лагерь и обрабатывать дальше, а также с надеждой на успешное восхождение, вышла наверх. 15 мая мы достигли высоты 8300, поставили палатку и, переночевав, вышли на штурм. Глубокий свежий снег замедлил темп чуть ли не в двое, кроме того, пришлось вешать около 300 м веревок. В результате, дойдя до высоты 8600 и поняв, что на спуск времени не хватит, четверка ушла вниз без Горы. 17 мая – погода уже идеальная, а 18 мая на вершину поднялись несколько групп в сопровождении высотных шерпов, а также четверо альпинистов из Свердловска: А. Болотов, Е. Виноградский, В. Першин, С. Тимофеев. Наша экспедиция заканчивалась – 23 мая мы должны были пересечь границу. На горе оставались супруги Арсентьевы – трагедия случилась позже...

Николай ЗАХАРОВ

Предоставлено: Бурмак Ульяна Викторовна

Собрание: Вестник Столбист

Люди

Захаров Николай Николаевич (Захар)

Кузнецов Александр Владимирович (Кузя)

Кузнецов Петр Валентинович (Мутант)

Экстремальный портал VVV.RU Facebook Instagram Вконтакте

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал