|   К вопросу о взаимоотношениях заповедника «Столбы» и красноярцевА. М. Хританков, Е. Б. Андреева Государственный природный заповедник «Столбы» 660006, Красноярск, ул. 
Карьерная. 26а, e-mail: stolby@ktk.ru «Столбизм - сформировавшийся на «Столбах» феномен народной культуры 
красноярцев, массовое спортивно-эстетическое движение, в основе которого лежит 
свободное лазание по скалам и разнообразные формы активного досуга. Для 
столбизма, как особого мироощущения, характерна атмосфера равенства, вольности, 
праздничности, восприятия «Столбов» как уникального культурно-географического 
пространства» (Енисейский энциклопедический словарь). Во все времена своего существования заповедник «Столбы» был неразрывно связан 
с г. Красноярском через его горожан - столбистов. Поэтому очень актуальна 
проблема взаимодействия с этой частью населения, т. к. именно они в большинстве 
своем являются носителями традиций отношения к заповеднику как объекту, 
достойному уважения, поклонения и сохранения. Близость к городу и исторически сложившееся рекреационное использование части 
территории обусловили выделение туристско-экскурсионного района (ТЭР). Влияние 
потока посетителей на природу заповедника носит длительный характер, хотя весьма 
вариабельно по количественным характеристикам. Однако, в любом случае, для 
сохранения природных комплексов в их естественном состоянии необходимо 
проведение определенных мероприятий, что весьма затратно как в плане 
обустройства территории, так и в плане экологического воспитания посетителей. В 
настоящее время, при отсутствии федерального финансирования рекультивации и 
благоустройства, когда заповедники находятся в условиях «помоги себе сам", 
туризм может стать одним из основных источников доходов. При определении степени 
привлекательности объекта для туристов доминирующим показателем служит его 
эксклюзивность. Рекреационная ценность «Столбов» - в природе заповедника, скалах и людях - 
постоянных посетителях (столбистах), придающих особый колорит. По отдельности две первые составляющие не являются уникальными: природа 
заповедника типична для предгорий Восточного Саяна, а подобные скалы можно найти 
не только в России (нац. парк «Алханай»), но и в США (нац. парк «Юсемит»). 
Эксклюзивным является расположение этого природного комплекса практически в 
городской черте крупного промышленного центра. Что касается так называемого «столбизма» 
- то это явление воистину уникально, как специфическими отношениями между 
людьми, так и их отношением к природе, когда происходит как бы естественное 
"включение" человека в состав биоценоза. Изначально своим существованием заповедник обязан столбистам, настоявшим на «заповедании» 
этой территории для того, чтобы уберечь любимые места от рубки леса и ломки 
камня. В результате получилось, что, в сущности, заповедник «Столбы" был 
организован как некое природно-социальное единство, сохраняющее на территории 
все сложившиеся к моменту организации комплексы, как фауны, флоры, так и людей, 
ставших такой же неотъемлемой частью, как и бурундуки или рябчики. Именно 
столбисты фактически несли охрану в первые годы, когда в штате, кроме директора, 
работавшего по совместительству, числился всего один человек. И несмотря на то 
что слово "Свобода» на II Столбе существует с 1905 года, оно и до сего времени 
выражает сам дух столбизма. Еще в 1925 году на общей сходке вся эта анархистская 
вольница по собственной инициативе приняла «Правила столбистов», категорически 
определяющие поведение посетителей на "Столбах», в том числе с требованием 
бережного отношения к природе, и предусматривающие достаточно жесткие меры 
наказания нарушителей, минуя юридические структуры. Каждый столбист считал себя 
Хозяином на «Столбах», что подразумевало в равной степени как права, так и 
ответственность за происходящее там. Причем эти права ни в коей мере не являлись 
единоличными, но в них все были равны. Столбисты - «разночинцы», в одной 
компании могут быть доктор наук и шофер, авторитет здесь определяется только 
качествами личности, а не социальным статусом или финансовым положением. Эта 
специфика неформальности данного феномена накладывает отпечаток и создает 
определенные сложности во взаимоотношениях с государственной структурой 
(заповедником), для урегулирования которых в свое время было создано так 
называемое «Общество столбистов» как результат поиска компромисса.  Особенно ярко были выражены связь и взаимовлияние города и заповедника до 
войны, с вы-JbcihHOn ею массовой эвакуацией с запада. Однако с годами, по мере 
увеличения доли приезжих в составе населения Красноярска, процессы ассимиляции 
вновь прибывших и приобретение ими «красноярского» менталитета, в том числе 
отношения к заповеднику как к своей Родине, до какой-то степени угасали. Тем не 
менее именно традиционное отношение, поддерживаемое преемст-оенностью поколений, 
позволило дожить духу столбизма до наших дней. К сожалению, изменение политики, а впоследствии социально-экономических 
условий в стране затронуло и заповедник. Времена, когда развитие туризма 
вменялось заповедникам в обязанность, канули в лету вместе с существовавшими на 
«Столбах» туристическим комплексом и музеем природы. Период «заповедник должен 
быть заповедником, а туризм - организованным, и не иначе» привел к дискриминации 
столбистов - изначально неформальной «организации», поддерживающей порядок и 
чистоту на «Столбах» по велению сердца, бескорыстно, а не по указанию свыше или 
за отдельную плату. Поскольку наиболее законопослушными являются, как правило, 
«старики», которые, не желая идти на конфликт с законом и не всегда сумев 
отделить государственную структуру «Заповедник» от территории заповедника 
«Столбы», не выдержали первыми и ушли. Вот так «прервалась связь времен». И 
сегодня, к сожалению, в среде столбистских компаний, проповедующих старые 
заповеди, сохранилось лишь одно-два «реликтовых сообщества» и только. Новые веяния привнесли в Положение о заповеднике определение «... 
эколого-просветительское учреждение», что автоматически включило туризму зеленый 
свет, но, увы, не подкреплялось ни штатами, ни сметой. Как могут проследить 
один-два штатных госинспектора за несколькими сотнями человек, рассеянными по 
гористой территории площадью 1410 га с бесчисленными тропами и скалами? Другая 
сторона - ущерб от массового посещения необустроенной для этих целей территории 
значительно выше, чем на специально организованной, с предусмотренными местами 
отдыха и тропами с нормальным покрытием. На наш взгляд, существуют три пути 
решения проблемы, причем оптимум - в их сочетании, а не выборе одного: а) 
финансовая поддержка города и края; б) платный организованный туризм; в) 
общепризнанное «волонтерство», представителями которого от века являлись 
столбисты. а) Заповедник «Столбы» и его охранная зона - одно из немногих мест отдыха, 
доступных практически всем красноярцам, в том числе малообеспеченным, т. е. за 
счет особо охраняемой территории город решает свои рекреационные проблемы, и 
компенсация за пользование рекреационным ресурсом будет вполне закономерна и 
справедлива. Эти средства должны пойти на содержание дорожно-тропиночной сети, 
организацию мест отдыха, уборку мусора. б) Туризм - одна из доходнейших статей бюджета в цивилизованном мире и вполне 
могла бы быть таковой для города и края. «Столбы» - одна из основных 
достопримечательностей, место, куда обязательно везут гостей всех рангов, от 
любимой тетушки до министра. Фигурально выражаясь, «Столбы» - лицо города, его 
«визитная карточка». Туристический бизнес влечет за собой увеличение финансовых 
потоков, создание соответствующих инфраструктур и дополнительных рабочих мест. 
Но турист платит за услуги, для организации которых необходимы первоначальные 
вложения. Однако необходимо взвешенно подходить к «оцивилизированию» «Столбов», 
чтобы в погоне за удобствами для туристов не уничтожить впечатление от общения с 
дикой природой, экзотичной для урбанизированного человека, ради которого сюда и 
приходят люди. в) Волонтеры - люди, работающие бескорыстно, осознающие необходимость своего 
личного участия в проводимых акциях и получающие удовлетворение от возможности 
быть сопричастными к ним. То же, по сути, делают столбисты, сохраняя свою среду 
обитания. Порочная практика перевода всех отношений в единую систему «товар 
-деньги» в корне подрывает установку на бескорыстный инициативный труд. При 
планировании стратегий поведения полезно бывает учитывать психологию 
контингента, играющего в заповеднике не последнюю роль. Гораздо выгоднее иметь 
столбистов добровольными помощниками, нежели очередными платящими, но 
трудноконтролируемыми туристами. Для производительной работы столбисты должны 
ощущать себя не только причастными, но и необходимыми, в том числе и 
администрации заповедника. Прискорбно пребывать в состоянии «Кому он нужен, этот 
Васька?». К сожалению, руководство «Столбов», не имея опыта работы с волонтерами 
- практики, широко применяемой на Западе, - не в состоянии оценить имеющиеся 
возможности и перспективы. Не принимая во внимание, что столбисты привыкли к 
общению на уровне рейтинга конкретного человека, где все строится на личностных 
отношениях, оно пытается перейти к исключительно коммерческим взаимоотношениям. 
А это подрывает всякую надежду на взаимовыгодное сотрудничество со столбистами в 
дальнейшем и приводит к возникновению очередной волны недоверия и конфликтов. Потенциальное значение столбистов для заповедника очень велико. Как 
говорилось ранее, они могут и должны играть роль так называемых внештатных 
госинспекторов, без юридической поддержки, выступая как овеществленное 
«общественное мнение», что работает, учитывая восприятие русских людей, гораздо 
эффективнее. Специфика отношений к природе и людям проецируется и на город через 
ближайшее окружение, и далее расходящимися кругами. Такое воспитание на личном 
примере оказывается, как правило, достаточно действенным. Через столбистов, 
занимающих зачастую ответственные посты, формируется и общественное мнение в 
городе. Тем самым столбисты являются мощным фактором не только экологического 
воспитания, но и содействия решению проблем заповедника. Кроме того, столбисты 
могут быть использованы как привлекательный момент для развития планового 
туризма (медведи есть во многих местах, а столбисты - только у нас). И, 
соответственно, как ценный, эксклюзивный, рекреационный объект, должны в свою 
очередь подлежать особой охране. © Хританков А. М., Андреева Е. Б., 2006. «Региональные проблемы заповедного дела». Материалы международной 
научно-практической конференции, посвященной 90-летию государственной заповедной 
системы России. Шушенское 2006. 328 с.   |  |