Столбисты как социальная группировка, нуждающаяся в охране, или о роли
личности в истории "Столбов"
Р. А. Коловский, Е. Ф. Формова, Е. В. Кондрашова
Государственный природный заповедник «Столбы» 660006, Красноярск, ул.
Карьерная, 26а, тел. (3912) 613130, e-mail: stolby@ktk.ru Сибирский
государственный технологический университет, г. Красноярск
Заповедник «Столбы», имеющий в настоящее время площадь 47,210 тыс. га,
расположен в 5 км от г. Красноярска, на правом берегу р. Енисей между его
притоками - реками Базаихой, Маной и Б. Слизневой.
Вот уже 80 лет существует заповедник «Столбы», но история его создания
началась задолго до учреждения государевой структуры. Первые упоминания о
«Столбах» отмечаются за 70 лет до появления, заповедника. Глухая тайга и
неприступные скалы манили к себе активных, свободолюбивых людей. Как известно,
условия среды определяют быт, который определяет сознание, и, таким образом,
природа сама воспитывала местное население.
Район «Столбов» как место массового отдыха красноярцами осваивался на
протяжении почти двух столетий. Первое упоминание об этих местах относится к
1823 году. По словам Яворского, первого директора заповедника, регулярное
посещение «Столбов» компаниями началось в 70-е годы XIX в. В 80-е гг. красноярцы
начали подниматься на скалы, активно осваивать «Столбы». В этот период
начинается культ «чистого столбизма». Первые столбисты задолго до официального
признания «Столбов» заповедником установили здесь свои неписаные правила
поведения, одним из основных пунктов которых было бережное, уважительное
отношение к природе.
Сложившуюся на «Столбах» особую общность людей - столбистов - объединяет,
во-первых, место («Столбы») и, во-вторых, вид занятий (лазание по скалам,
активный отдых, общение). В известном смысле столбисты - это группа досуга, но
досуга, ставшего определенным образом жизни. Представители общества столбистов
осознают свою общность и демонстративно подчеркивают свое отличие от прочей
массы народа, приходящей на «Столбы». Большинство столбистов собираются в
разновозрастные компании, имеющие свою избушку или стоянку с оригинальным
названием, традиционной лесной «таежной» архитектурой, с присущей движению
атрибутикой и т. В состав такой группы могут входить рабочие, директора
предприятий, инженеры, врачи, учителя студенты, научные сотрудники, кандидаты
наук и т. д. В отношениях «бывалых» столбистов, «избачей», к новичкам, впервые
пришедшим на «Столбы», проявляются дружеская помощь и опека стремление научить
технично лазить, рассказать о традициях столбистов. По словам Л. А. Яворского:
«Столбы ... должны быть сохранены именно для столбистов, так как никто больше
столбиста не может оценить их красоту. Это его второй дом, место отдыха; здесь
он черпает ... свое здоровье, закал и молодость». Столбист - это и определенный
тип личности: физически развитой, предпочитающий домашнему уюту, отдыху на даче
- природу «Столбов», общение с друзьями, лазание по скалам. Столбистом может
быть не каждый, но ими становятся сотни. Лучшие традиции столбизма всегда
воспитывали мужество, упорство в достижении цели, чувство коллективизма,
гостеприимство, бережное и хозяйское отношение к природе. Для них характерно (им
присуще) чувство личной ответственности и сопричастности ко всему, что
происходит вокруг. «Это они остановят "иногороднего", ломающего веточку у дороги
или срывающего цветок. Они убирают каждую весну территорию
туристско-экскурсионного района от мусора ...» (Крутовская, 1982). Почти в
каждой компании есть письменно зафиксированный «свод законов» (устав). Главные
его положения предписывают охрану порядка на территории заповедника, соблюдение
традиций столбизма т.д. Нарушение кодекса влечет за собой наказание, в том числе
столбистскими калошами, «высшая мера» - изгнание из компании.
Столбизм более полутора веков является для Красноярска «подлинно народной
традиции Существование традиции подразумевает наличие как «хранителей», так и
«преемников». Для этого необходима соответствующая среда (моральная,
политическая, финансовая), потому что, когда выпадает какое-то звено, нарушается
преемственность, и последующее поколение не понимает предыдущее. Как некое
сообщество, популяция, столбизм существует на данной территории в соответствии с
микроклиматическими условиями (экономическими, политическими), претерпевая
изменения, сопровождающиеся то «вспышками численности», то депрессиями.
Исторический опыт показывает, что многолетнее благополучное существование как
многочисленных видов, так и процветающих цивилизаций может быть прекращено
(просто уничтожено) в результате изменившихся условий. Если на стадии депрессии
уничтожить стации переживания, где сохранился генетический фонд, вид исчезает с
лица Земли. Хотелось бы не потерять эту своеобразную культуру, или крайней мере
не способствовать ее исчезновению. Для этого необходимо внести «столбизм» в
список редких видов или сообществ Алтае-Саянского экорегиона с разработкой
соответствующей стратегии (программы) сохранения этой популяции в условиях
изменения среды. На наш взгляд, основными пунктами этого документа должны быть:
а) сохранение необходимых условий местообитаний, включающих в себя, в том
числе, убежища;
б) ограничение воздействия угнетающих факторов в пределах допустимой нагрузки
(со стороны административных органов).
Первое подразумевает создание необходимой инфраструктуры, локализованной на
ограниченной территории и гармонично вписывающейся в ландшафт. Право пользования
местообитания (избами и стоянками) в некоммерческих целях должно быть
бесплатным. "Убежища" должны быть взяты под охрану госинспекцией.
Поскольку стратегии поведения столбистов и административных органов
кардинально отличны по своей природе, конструктивный диалог возможен только при
наличии посредника, например лице «Объединения столбистов» - юридического лица,
способного перевести административный язык на человеческий и заинтересованного в
мирном сосуществовании, в поиске компромиссов. Необходимый контроль за
посетителями должен ограничиваться договором с «Объединением. и прямым контролем
за нарушениями. Репрессивные меры по отношению к своим членам может и
должно принимать общество столбистов.
К чему приводит противопоставление заповедника и столбистов, мы имели
возможность yбедиться на печальном опыте предыдущих лет. «Необходимые
природоохранительные меры» и попытки чрезмерной заорганизованности привели
скорее к отрицательным результатам. Стремление все взять под контроль» в первую
очередь поставило под удар столбистов, которые легче контролировались, будучи
«привязанными» к избушкам и стоянкам. Таким образом, категория, которая на
добровольных началах контролировала прочий поток, почти перестала существовать
как функционирующая единица, что в свою очередь привело к ухудшению ситуации в
целом. Значительно увеличилась замусоренность территории неконтролируемыми
«дикими», а иногда и организованными туристами. Была подорвана сама идея
сотрудничества на основе доверия и взаимовыручки в различных формах (охрана,
контроль и обустройство территории, сбор научной информации, прием гостей по
просьбе заповедника и т. п.). В ответ на уничтожение традиционных деревянных
избушек - начали строить кирпичных и бетонных монстров.
Однако существует ведь и положительный опыт, который, как мы считаем,
необходимо взять на вооружение для блага заповедника.
«Столбизм, как явление, неистребим. Будучи "запрещен", «загнан в подполье»,
он не прекратит своего существования, но приобретет вредные, уродливые формы.
Очень хочется, чтобы в этом явлении, специфичном и уникальном для нашего города,
было сохранено и возродилось самое лучшее, что было и есть гордостью
красноярцев" (Крутовская Е. А., 1982).
© Коловский Р. А., Формова Е. Ф., Кондрашова Е. В., 2006.
«Региональные проблемы заповедного дела». Материалы международной
научно-практической конференции, посвященной 90-летию государственной заповедной
системы России. Шушенское 2006. 328 с. | |