Мир художника
Охотник за красотой
Мне уже приходилось писать об этой
выставке, посвященной творчеству Андрея
Поздеева, тесно связанному с Кузьмичевой
поляной - волшебным местом, где были рождены
многие произведения замечательного
художника. Был я на многолюдном вернисаже в
день открытия, но особенно ощутил незримое
присутствие самого Андрея Геннадьевича,
когда зашел сюда в обычный будний день. В
просторных светлых залах художественного
музея было тихо, немногочисленные
посетители неторопливо переходили от
картины к картине, вглядываясь в каждую из
них, словно старались глубже проникнуть в
замысел художника...
Мне казалось, что где-то здесь, рядом,
притаился и сам Андрей Геннадьевич. Даже
вроде бы слышался его голос, рассказывающий
о Кузьмичевой поляне: «Там изба вся в цветах...
Там животные ходят-бродят... Какое чудо, вот
это чудо! Порхнуло что-то и понеслось...
Попробуй поймай это неуловимое состояние,
чтобы и дух был, и запахи эти были, и
дуновение какое-то... то, что «мигом» зовется...
Это удивительная вещь - миг! Жизнь
удивительно прекрасна! И когда человек
научится ценить миг, тогда, может быть,
начнет очищаться, чуть почище станет...» Вот
так, сбивчиво и восторженно, вспоминал
незадолго до смерти Андрей Поздеев о
Кузьмичевой поляне, где он провел, быть
может, лучшие часы своей жизни, где особенно
остро ощутил красоту природы и где впервые,
мне кажется, осознал дерзновенное право
художника по-своему преображать и
воссоздавать на холсте эту волшебную
красоту. Ведь природа на его картинах - не
зеркальное отражение действительности, в
своих пейзажах Поздеев сознательно
отступал от канонов реализма.
И делал он это вовсе не в результате своей
«наивности» или «примитивизма» (как до сих
пор кое-кому мерещится), ведь сохранились же
и абсолютно реалистические его рисунки и
живописные этюды. Вот и на этой выставке
есть выполненный в традиционной манере
прекрасный пейзаж «Березы. Последний снег»,
написанный в 1964 году. Вроде бы вполне
реалистичны и такие работы, как «Здесь
живешь ты» или «Прибежал Конек-горбунок»,
хотя и эти изумительные холсты больше
похожи на сказочные видения, чем на
реальность. А позднее мастер стал
стремиться к еще большей условности,
обобщенности, выявлению скрытой сущности
натуры, ускользающей от других и
открывающейся лишь ему, художнику.
Так, «Цветы одного лета» похожи на
орнаментальный ковер, где царит
гармоничное переплетение розовых, голубых,
бирюзовых и светло-зеленых оттенков.
Буйство желтого цвета - в картине «Жаркая
осень». Знойное радужное марево - на холсте
«Калтат». Детский рисунок напоминает
картина «Сказка», где художник, скорее
всего, решал чисто живописные, декоративные
задачи.
Выразительны и гротескны представленные
на выставке портреты. Тут и хозяин избы «Дырявой»
А.Василовский, и известные столбисты
Ферапонтов и Губанов, и сам художник («Автопортрет
на поляне»). Эффектно дополняют экспозицию
и многочисленные фотографии и книжные
издания. Так что выставка эта несет еще и
большую информационную нагрузку. Хотя
главное тут, конечно, картины...
Живопись, как и музыку или поэзию, словами
объяснить невозможно. Если ваша душа не
откликается на эти картины, что ж, художник
не виноват. Так же, как «музыкальный слух»,
вероятно, есть и «художественное зрение»,
помогающее воспринимать искусство и
наслаждаться им с простодушием и
непосредственностью ребенка. Жаль, что с
возрастом это свойство у многих начисто
исчезает.
Эдуард Русаков
Фото Валерия Бодряшкина
«Красноярский рабочий», № 35 от
11.10.2002 г.
Материал предоставлен компанией «Maxsoft»
| |