Красноярские Столбы
СкалыЛюдиЗаповедникСпортСобытияМатериалыОбщениеEnglish

Экологический фольклор

Люди на Столбах

Где мы привыкли видеть неформалов? На площадях, в подвалах, в подъездах... А есть еще неформалы, живущие... на скалах. Скалы эти называются «Столбы» и расположены возле Красноярска, Здесь, в десяти километрах от города, есть чудо света - красноярские Столбы. Первым о них написал местный рудознатец Прохор Селезнев: «Зело превелики и пречудесно сотворены здесь скалы… Пожалуй, правду говорят, что даже в других землях не увидишь такие. И залезти на сии скалы никто не сможет, и какие они - неизвестно...»

Столбы - это очень большие скалы, каждая до 800 метров и более в основании, взглядом их не охватишь. Вековая тайга уживается с ними, образуя неописуемые объятия живой и неживой природы, приобретая поистине «многоэтажность». Приходит в голову - каменные дома. Или миры. Дома и миры еще и потому, что не один век рядом живут люди, посещающие Столбы.

Задолго до революции местные жители, преимущественно красноярцы, посещающие Столбы, постепенно создали то, что можно назвать и культурой, и фольклором, и маленьким этносом Столбов.

Особый «столбистский» диалект и фольклор - новообразования, которые сами, возможно, заслуживают отдельного изучения, как и карнавалы, праздники у костров, пение, поэтические сборища, яркие «футуристические» одежды. В наше время еще и бардовское движение. Все это в целом создает особую, «авангардистскую», атмосферу Столбов.

Люди лазали и лазают на Столбы, вопреки предсказаниям рудознатца. Кстати, часто, а иногда и принципиально - без страховки. Конечно, есть на Столбах и чисто спортивное скалолазание, с выполнением правил безопасности и техники. Братья Абалаковы, корифеи советского альпинизма, ныне становящиеся уже его легендой, - выходцы из Красноярска. Они не раз говорили, что их сформировали Столбы.

Но неформальное лазание - это особый стиль, иногда в большей или меньшей степени вызов жизни и смерти, выход в другое измерение. И часто какая-то российская, чисто русская удаль и поза, наложенная на вертикаль.

Еще до революции возникали на Столбах особые группы, или компании «столбистов». Разнообразные по интересам и по внешнему виду, они выбирали укромные уголки у Столбов и строили там свои избушки. Государством же территория Столбов была взята под надзор еще в 1920 году. Енисейский губревком вынес постановление о запрещении рубки леса и выработки камня в районе Столбов. В 1925 году эту территорию официально назвали заповедником местного значения. А с 1944 года Столбы становятся государственным заповедником...

Истинных «столбистов» отличает необыкновенно бережное отношение к природе. Они знают, иначе нельзя, Столбов мало, а людей - много. Говоря научным языком - антропогенное давление на местную природу огромно, если не беречь ее, она может быть попросту сметена. И в этом смысле, а также и исторически «столбисты» и «столбистские» компании очень органично «вживлены» в Столбы и, вероятно, неотделимы от них. Но, к сожалению, печальный феномен: государственность, призванная защищать экологию района, его природное разнообразие и оригинальность, совершенно не защищает, отчуждена от экологии человеческих малых групп и обществ на Столбах. Первое наше впечатление, возможно, несколько и категоричное - в госзаповеднике «Столбы» может быть официально признан и допущен и то только в прошлом, - только один фольклор - революционный.

...Лезем по Столбу, открываются захватывающие дух уголки, садики, щели, в которых только домовых, леших и Бабы Яги не хватает. Ужасно хочется услышать что-нибудь в стиле сказок Гофмана в русском переложении. Но рассказывают нам только о революционерах, спасавшихся здесь от жандармов. Слово «свобода», подновленное ныне свежей белой краской и сияющее на солидной высоте, оставили еще русские революционеры. Кстати, в книге «Красноярские «Столбы» довольно злорадно описывается, как жандармы, пытавшиеся стереть слово, были брошены «отважными проводниками на маленькой площадке и просидели под дождем 2 суток». Мы осторожно пролазим под «свободой» и жандармов почему-то становится жаль, высота - десятки метров, и здесь уже разбивались...

Сжигать избушки впервые лесники, вероятно, стали в 70-х годах. Эти избушки, как и строившие их компании, перестали соответствовать реорганизуемому, ужесточающемуся режиму заповедника «Столбы». И с тех пор началась и продолжается поныне неравная борьба.

Некоторые компании с романтическими названиями «Эдельвейс», «Голубка», «Грифы» отстраивали избушки по 5, 6, 8 раз. Сами «столбисты» настолько примирились, что воспринимают эту борьбу нередко добродушно, с юмором. Но так или иначе, ныне избушек почти не осталось, хотя большая часть компаний живет и продолжает собираться. Насколько велика - хотя и не бесконечна - жизнестойкость «столбистского» движения - так же, как, наверное, и природы, - видно на примере компании «Грифы», где мы побывали.

«Грифы» облюбовали для себя одноименную скалу - столб в глубине «туристско-экскурсионной» части заповедника. У основания скалы - родник, заботливо обустроенный в виде колодца... На высоте 40 метров над ним, в нише отвесной, как стена, скалы мы увидели торчавшее как спичка бревно - это лебедка, с помощью которой «грифы» поднимают наверх воду, дрова для печки и все, что необходимо.

Борьба превратила избушку в крепость - чтобы попасть к «столбистам», необходимо пройти над пропастью по бревну, которое опускается и поднимается на специальных цепях. «Грифы» - в основном взрослые, серьезные, но не без юмора люди. Есть среди них и физики, и заведующие кафедрами, и кандидаты наук, и мастера спорта. Но здесь важно в первую очередь то, что они - «столбисты», носители многолетних традиций и определенной философии.

...Сидим поздно вечером в избушке «грифов». Звучит гитара, «столбист» Валера звучным басом поет очередную «столбистскую» песню. Отблески огня из печки, на которой стоит ведро с чаем, выхватывают причудливые черные складки скалы над нами, закопченные бесчисленными пожарами, устраиваемыми лесниками, и похожие на драпировки.

Под скалой висит колокол, оркестровая тарелка и табличка с надписью: «Наша ниша борется за звание экологической». Встаю, подхожу к огороженной пропасти, в которой внизу смутно угадываются темные верхушки сосен с подсветкой звезд. И вдруг всплывают в голове слова Бердяева: «Человек - не муравей, а человеческая общественность - не муравейник. Человек находится в общении с миром глубины и миром высоты, он - космическое существо, а не обыватель поверхностной общественности...»

И думается: культура - это же, в первую очередь, многообразие и терпимость к многообразию; при отсутствии агрессивного, разрушающего начала.

Кстати, есть у «грифов» и второй этаж, куда нужно подниматься по веревочной лестнице. Туда, на площадку, «грифы» иногда поднимают и устанавливают на специально сколоченную подставку телескоп. Необыкновенное, видимо, притягивает необыкновенное - у «грифов» есть антикварные вещи - старинные, прошлого века, инструменты, патефон, бочка-«банкетка». Я же поднимаю с пола оплавившуюся от пожаров старинную пуговицу и забираю ее себе на память...

 Евгений Савельев,
Красноярск-Ташкент

«Комсомолец Узбекистана»,
№ 193 (10969),11 октября 1989 г.

 Материал предоставлен В.И.Хвостенко

 Избы

Голубка

Грифы

Эдельвейс

 События

Основан заповедник Столбы

Попытка стереть слово СВОБОДА

 Люди

Абалаков Виталий Михайлович (Луна)

Абалаков Евгений Михайлович (Бурундучок)

 Скалы

Свобода

Экстремальный портал VVV.RU Facebook Instagram Вконтакте

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал

веб-лаборатория компании MaxSoft 1999-2002 ©