Красноярские Столбы
СкалыЛюдиЗаповедникСпортСобытияМатериалыОбщениеEnglish

Рассказ спелеолога

И вспыхнули софиты

Осень в прошлом году выдалась на редкость теплой и солнечной. Мы, члены любительской киностудии «Факел» красноярского спелеоклуба, решили, что грех сидеть при такой погоде в городе, и выехали на Красноярское водохранилище, в недавно открытую дивногорскими спелеологами пещеру Женевская. Целью нашей поездки было снять кинофильм «Пещеры Бирюсы».

Наш теплоход прошел от Шумихи по Красноярскому морю, свернул направо, в Бирюсинский залив, потревожил дремлющие в осеннем убранстве скалы Козыревского залива и Царских ворот и пристал к берегу в устье ручья Долгий. Выгрузка снаряжения заняла буквально несколько минут. Однако до входа в пещеру отсюда путь предстоял неблизкий. Нелегко было тащить через валежины, кусты, ручей и небольшое болотце осветительную аппаратуру: два бензоэлектрических агрегата, 400 метров многожильного кабеля, фурнитуру и лампы, ceмидесятикилограммовую электростанцию.

Однако, несмотря на все препятствия, к вечеру снаряжение было сложено у входа в пещеру Женевская, укрыто палаткой на случай дождя. Спуск назначили на завтра. Утром, расположившись на траве, надеваем на себя видавшие виды комбинезоны, исцарапанные каски с фонарями-налобниками и резиновые сапоги. Массу времени тратит Валерий Лукиных, укутывая киноаппаратуру. Наш фотограф-художник Владимир Коносов тщательно укладывает свои несколько фотоаппаратов, вспышки и прочие фотопринадлежности в транспортный мешок.

Не скоро закончились приключения со спуском снаряжения. Но вот проброшен по ходам осветительный кабель, опущены вниз тяжелые транспортные мешки. Мы собрались в гроте «Надежда» и ждем света.

Валерий Луниных, наш режиссер, сценарист и оператор, достал свою киноаппаратуру и пытается установить треногу на неровном полу грота.

Вдруг неожиданно ярко загорелись наши софиты, и грот озарился до самых закутков. И хотя я ранее посещал сотни пещер, впервые мне удалось увидеть часть пещеры в полном объеме. Не кусочек пола или стены, выхваченный из черноты узким лучиком налобного фонаря, а огромный зал, в котором даже в самых дальних уголках можно различить все детали рельефа: белые сталактиты и гелактиты - всю их массу вместе с настенной мраморной драпировкой, прилепившимися к потолку спокойно спящими летучими мышами и изумрудными капельками воды, готовыми сорваться с тонких полупрозрачных сталактитов.

Это было настолько потрясающее зрелище, что вся группа, не сговариваясь, заохала:

- Какая красота!

- Выключайте ненужные налобные фонари!

Началась работа по съемке фильма. Оператор заставлял «артистов» - наших же друзей-спелеологов переходить с места на место, забираться на высокие скользкие карнизы, спускаться и подниматься по лестнице, надолго зависая над подземным озером. Особое удовольствие Лукиных испытывал, загоняя «артиста» в узкую щель, да еще требовал, чтобы он там непременно развернулся и показал счастливое лицо.

Несмотря на жаркие споры, «проколы» в организации, сбои в освещении, нам удалось отснять довольно много материала. Сейчас эти пленки уже проявлены, и мы знаем, что старались не зря. Этот «задел» скоро пополнится новыми материалами, и спелеологи Красноярска и Дивногорска увидят документальный фильм «В пещерах Бирюсы».

 Б.Мартюшев

«Красноярский рабочий», № 220 (20611),
22 сентября 1987 г.

 Материал предоставлен В.А.Деньгиным

Экстремальный портал VVV.RU Facebook Instagram Вконтакте

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал

веб-лаборатория компании MaxSoft 1999-2002 ©