«Столбы»С природными богатствами Красноярского края как бы соперничают его природные красоты. Особенно живописны окрестности города Красноярска. Своей изумительной красотой они привлекают многочисленных туристов, путешественников, экскурсантов. В 1791 году, когда через Красноярск в Илимскую ссылку следовал автор «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищев, он не мог не отметить в своем дорожном дневнике чарующую природу окрестностей Красноярска, которая по красоте своей не уступает прославленным Альпам. А.П.Чехов, проезжая через Красноярск сто лет спустя (в июне 1890 года) во время своей поездки на Сахалин, был восхищен видом живописной панорамы окрестностей города. Он крайне сожалел о том, что с ним не поехал художник Левитан, который нашел бы здесь чудесные сюжеты для своей талантливой кисти. Владимир Ильич Ленин во время невольного пребывания в Красноярске, веской 1897 года, с большим наслаждением совершал прогулки по окрестностям. В письме к матери из Красноярска (17 апреля 1897 года) Владимир Ильич, сравнивая природные красоты Минусинского округа с окрестностями Красноярска, писал: «Между тем и здесь окрестности города, по реке Енисей, напоминают не то Жигули, не то виды Швейцарии: я на днях совершил несколько прогулок (дни стояли тут совсем теплые и дорога уже высохли), которыми остался очень доволен».
В.И.Ленин совершал свои загородные прогулки главным образом по левому берегу Енисея, за Гремячий камень, к существовавшему тогда монастырю (теперь Дом отдыха). Отсюда открываются взору зачаровывающие виды на красноярские «Столбы», расположенные в Куйсумских горах, отрогах Восточного Саяна. Асимметрично выпуклый горный массив рассечен говорливыми речками, прорывшими здесь глубокие долины. Тайга затопила склоны гор. Над хвойным морем причудливо возвышаются каменные громады. О могуществе столбовских скал, неожиданные формы которых порой напоминают профиль человеческого лица (например «Дед»), у древних жителей долины Енисея существовали сверхъестественные представления. Скалы, включая и хорошо видимый из Красноярска Токмак, служили божеством и убежищем малых племен, терпевших притеснения от более сильных. Былинный и легендарный эпос хакасов из племен качинцев и до сих пор хранит предание о Токмаке и соседних с ним скалах, как об окаменевших богатырях, не желавших сдаться победителям. «Столбы», как место горных прогулок и богатой охоты на диких животных и зверей, начали привлекать жителей Красноярска еще во второй половине XIX столетия. Духовенство, предвидя развитие посещения «Столбов», намеревалось использовать этот эстетически интересный уголок природы в своих целях. На «Столбы» обратил внимание первый красноярский епископ Никодим. В 60-х годах он дважды совершал к «Столбам» путешествие, для того, чтобы выбрать место для устройства монастыря под звучным названием «Енисейский Афон». Социалистическая революция положила конец одурачиванию монахами народных масс. Церкви так и не удалось превратить «Столбы» в «Енисейский Афон». Сейчас «Столбы» - излюбленное место отдыха трудящихся Красноярска. Во время борьбы рабочего класса с царизмом, колчаковщиной и иностранной интервенцией глухие, таежные, углы столбовского нагорья служили надежным убежищем. Здесь скрывались революционеры от преследований жандармов. Здесь горячо звучали слова революционной агитации и пропаганды большевиков. Еще в 1899 году, когда рабочие красноярских железнодорожных мастерских по примеру рабочих Петербурга стали организовывать массовые стачки и забастовки, на видном и труднодоступном месте «Столбов» появилось призывное слово: «Свобода», написанное гигантскими буквами. «Дерзкое» слово заставило местные губернские власти обратить на «Столбы» свое «просвещенное» внимание. Был послан наряд жандармов с пожарными лестницами, с категорическим приказом уничтожить надпись. Сколько ни старались жандармы и полицейские стереть это грозное слово, но так и не могли ничего сделать. После появления надписи «Свобода» полицейские и жандармы стали разгонять народные гулянья на «Столбах». Горные массивы и тайга кишели шпионами, сыщиками и провокаторами. Неоднократно рабочие сходки выслеживались, и захваченные посетители «Столбов» направлялись в тюрьмы. Несмотря на частые полицейские облавы, на скалах вскоре появились новые надписи: Долой царя, буржуазию! Да здравствует революция! А на самых высоких вершинах «Столбов» призывно плескались кумачовые полотнища - символы борьбы с капиталом. После очищения Красноярска от колчаковских банд, от итальянских, польских и прочих интервентов красноярские «Столбы», начиная с 1920 года, становятся любимым местом горных прогулок, отдыха и спорта не только жителей Красноярска. Сюда, в этот интереснейший уголок природы, приезжают трудящиеся из многих городов необъятного Советского Союза. Посещая «Столбы», они закаляют свои силы и волю, развивают смелость и мужество.
«Красноярский рабочий», 1940 г. Специальный выпуск Фото материала (отдельное окно, 75 Кб) Материал предоставлен С.П.Панько |
|
Facebook Instagram Вконтакте | Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов. |